«Если ребенка с детства не приучить к трудолюбию, из него не вырастет настоящий гражданин», - такими словами был открыт семинар классных руководителей, который состоялся в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Восходская основная общеобразовательная школа». На заседании были рассмотрены вопросы: «Педагогическое наследие А.С. Макаренко» и «Трудовое воспитание и профориентационная работа с подростками».
Старшая вожатая Паркина Н.В. в своём выступлении подчеркнула, что многие педагогические идеи великого педагога А.С. Макаренко актуальны в наше время. Основа педагогической макаренской системы – воспитание в коллективе и через коллектив.
Один из самых сложных вопросов педагогики – воспитание дисциплины. Макаренко утверждал: «Дисциплина ─ это не средство и не метод воспитания. Это результат всей воспитательной системы». Он доказывал, что «определяться сознанием дисциплина не может», «рассчитывать, что дисциплину можно создать только одной проповедью, одними разъяснениями – это значит рассчитывать на результат чрезвычайно слабый».
Необходимым фактором воспитания в педагогической системе Макаренко является труд. Педагогам и родителям надо помнить, что трудолюбие и способность к труду ребёнку не даны от природы, их надо воспитывать. Пристального внимания заслуживают идеи Макаренко о трудовом воспитании детей в семье.
Классный руководитель 9 класса Макарова Нина Дмитриевна отметила, что, кроме обучающей функции, труд имеет развивающую функцию, обеспечивает интеллектуальное, физическое, эмоционально-волевое и социальное развитие. Правильно организованный труд формирует трудолюбие, ответственность и дисциплинированность. Об этом забывают многие родители.
Проблема трудового воспитания является одной из самых острых проблем современности. Во многих семьях, не только городских, но и даже сельских, детей не привлекают к посильному труду и выполнению постоянных трудовых обязанностей. Есть перечень трудовых навыков, которые ребёнок должен уметь выполнять в определённом возрасте. Например, в 12-13 лет подросток должен уметь убираться и поддерживать чистоту в доме, ходить в магазин со списком покупок, готовить себе завтрак, мыть за собой посуду, чистить овощи для приготовления пищи, гладить бельё. Старший подросток должен уметь полностью замещать взрослых в случае необходимости.
Трудовое воспитание важно на подростковом этапе, потому что именно на этом этапе подросток впервые осознаёт права и обязанности своей личности по отношению к другим.
Составной частью трудового воспитания является профессиональная ориентация. С девятиклассниками систематически проводится информационно-профориентационная работа, главной целью которой является подготовка школьников к сознательному выбору профессии.
Выводом педагогического лектория явилось решение учителей сначала провести анкетирование среди учащихся школы и их родителей с целью выяснения степени трудовых навыков у детей, отношения родителей к вопросам трудового воспитания, а затем обсудить данный вопрос на родительском лектории. |