Ровно 200 лет назад, 8 сентября, было учреждено ведомство, призванное осуществлять управление училищами, учебными округами, народными школами, гимназиями, Академией наук, университетами и т.д. И называлось оно Министерство народного просвещения, воспитания юношества и распространения наук. 200 лет назад было образовано 6 министерств, с которых и началась история Российского правительства и откуда берет начало система министерств и ведомств.
За это время несколько раз менялись названия, место положения. Министерство переезжало из Санкт-Петербурга в Москву. 46 человек, каждый со своей политической программой, разными способами пытались изменить лицо российского образования. Одни были военными, другие – светилами наук, третьи – политиками, чьими – то ставленниками… Кто-то творил на ниве просвещения более 10 лет, а кто-то несколько месяцев, кому-то удалось многое, кому-то – самое малость. Их деятельность оценивается неоднозначно, личности зачастую противоречивы. И все же каждый из них внес свою лепту в дело просвещения народа, вхождения России в европейское образовательное пространство, хотя на этом пути было не мало препятствий. Но в самом главном принципы российского просвещения оставались неизменными. Российская школа всегда воспитывала в человеке уважение к познанию, учила его не останавливаться в поисках истины.
Уже Владимир Красное Солнышко открывает в Киеве первую на Руси государственную школу на 300 человек. Державная рука Александра 1 подписала бессмертный указ о заведении новых училищ и распространении наук в России. Петр Великий учредил первую Академию в нашем Отечестве, Елизавета – первый университет, великая Екатерина – городские школы. Новая великая эпоха начинается отныне в истории нравственного образования России.
Немалый вклад в дело просвещения внесли выдающиеся российские деятели: граф Петр Васильевич Завадовский занял пост первого министра народного просвещения в сентябре 1802 года – при нем было открыто много приходских училищ, учреждены учебные округа, в селах появились народные школы, в уездах -уездные училища, в губернских городах – гимназии; граф Алексей Кириллович Разумовский открыл знаменитый Царскосельский лицей; граф Дмитрий Андреевич Толстой провел реформу среднего образования и ввел должности инспекторов народных училищ; Бецкий И.И., Белинский В.Г., Герцен А.И., Крупская Н.К., Ушинский К.Д. и многие другие, кто создавал прочную почву для воспитания и образования российского гражданина – просвещенного и добродетельного человека.
Абсолютное большинство проблем образования не изменили своего характера, оставаясь на протяжении 200 лет почти вечными. Среди них возрастающая нагрузка на детей, появление новых школьных предметов, недостаточная физическая активность, слабое знание русского языка и литературы. Все эти проблемы находили место и сто, и двести лет назад.
Как и дискуссии по поводу методов обучения детей, единого государственного экзамена. Кстати, 100 лет назад министр образования того времени граф Толстой поставил задачу проведения таких экзаменов, которые, по сути, близки идее ЕГЭ. Все это важно знать, ибо можно много полезного почерпнуть из нашего исторического прошлого, сделать выводы, чтобы двигаться вперед к будущему с большей уверенностью и оптимизмом. Российское образование имеет славную историю, которой может гордиться любое государство мира.
Школьная реформа коснулась и Чувашского края. Кроме существовавших в конце 18 века малых народных училищ (впоследствии они преобразованы в уездные училища), только в 1818г. вновь открываются уездные училища в Цивильске, Свияжске, Спасске,и др. Эти училища обслуживали городское население, поэтому обучение в них чувашского населения было весьма редким явлением.
В этих условиях в организации школ в округе, в том числе в Чувашском крае значительную роль сыграл Казанский университет, открытый в 1804 г. Совет Казанского университета принял ряд мер по открытию школ среди народов Поволжья.
Первой в истории чувашской школой было училище в селе Буртасы Цивильского уезда, оно открыто 10 августа 1807 г. В чувашских удельных селениях школы начали открываться в 1838-1839 гг. Удельными школами для чувашских детей были училища в Ст. Айбесях, Турунове, Торханах и др.
Наибольшее количество школ было открыто в 1845 г.
Большой вклад в развитие педагогической науки в Чувашии внес И.Я. Яковлев. При его содействии только на территории Чувашии было открыто более 400 чувашских школ, крупнейшей заслугой Ивана Яковлевича является создание им алфавита и новой письменности на чувашском языке.
Чуваши, как и другие народы России имели и имеют свою историю просвещения и педагогической мысли. В развитии просвещения чувашей заметная роль принадлежала видным представителям педагогической мысли чувашского народа С. М. Михайлову, Н.М. Охотникову, К.В. Иванову, и др.
Первые народные училища на территории современной Чувашии были открыты в конце 18 века – в Алатыре (1787 г.) В 1890 годах в городах Чувашии было 31 учебное заведение: в том числе в Алатыре женская прогимназия, одно трехклассное училище, одно реальное училище, два мужских духовных училища, одно женское епархиальное училище, одно городское четырехклассное училище. В основном обучались мальчики, образование не являлось всеобщим, обязательным и доступным.
С 1917 года учебные заведения были национализированы, школа отделена от церкви. Началась работа по ликвидации неграмотности населения. Все граждане от 8 до 50 лет, не умевшие читать и писать, должны были обучаться грамоте. По переписи 1930 года грамотность населения Чувашии составила 91%.
Большое внимание уделялось подготовке учительских кадров. В 1919 году был открыт Алатырский институт природоведения – высшее педагогическое и научно-производственное учебное заведение. Готовило специалистов широкого профиля по природоведению, сельскому хозяйству.
В 1921 году был основан Алатырский педагогический техникум, который готовил учителей начальных классов для русских и мордовских школ. В 1939 году он был преобразован в учительский институт.
В сентябре 1934 года в Алатыре открылась художественно-граверная школа, которая с 1 сентября 1936 года была преобразована в училище. Организатором являлся художник-гравер Ф.С.Быков, уроженец с.Кувакино.
В августе 1930 года был открыт техникум путей сообщения, ныне техникум железнодорожного транспорта. В 1931 году были открыты техникум лесного хозяйства (в 1975 году преобразован в Автодорожный техникум), сельскохозяйственный техникум.
Алатырский район славился и славится своими учителями.
В Алатырском районе насчитывается 24 школы, в которых обучается 2661 школьник, 12 детских дошкольных учреждений и 4 дошкольных группы при общеобразовательных школах, где воспитывается 296 детей. Образовательным процессом занимаются 364 учителя и 50 педагогов ДОУ.
За свое педагогическое мастерство многие из них награждены высокими наградами. Звания «Заслуженный учитель Российской Федерации» удостоены 2 учителя: Акимова Лидия Ивановна – учитель Новоайбесинской школы и Кузнецова Галина Петровна – учитель Восходской школы.
6 педагогов носят звание «Заслуженный учитель Чувашской Республики». Это Карпова Евгения Васильевна – учитель русского языка и литературы Атратской средней школы, Емельянова Нина Ивановна – учитель биологии Ахматовской средней школы, Швалева Алевтина Николаевна – директор Кувакинской гимназии, Коновалова Валентина Михайловна – учитель Чуварлейской школы, Панькина Валентина Александровна – учитель математики Миренской школы, Кузнецова Галина Петровна – учитель английского языка Восходской школы.
Районную награду «Заслуженный работник образования Алатырского района» имеют Сиротина Александра Сергеевна – зам. директора по воспитательной работе Атратской школы и Слепова Ирина Николаевна – зам. директора по воспитательной работе Чуварлейской школы. В Ахматовской средней школе работает учитель физкультуры Карпов Александр Николаевич, награжденный званием «Заслуженный работник физкультуры и спорта».