Глава IV. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ
Статья 27. Право выдвижения кандидатов
1. Кандидаты могут быть выдвинуты избирателями и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть выдвинуты также избирательными объединениями, избирательными блоками.
2. Выдвижение кандидатов возможно при условии представления письменного заявления лица о согласии баллотироваться кандидатом и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), занимаемая должность, сведения о неснятых или непогашенных судимостях с указанием номера (номеров) и наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации, гражданство, в том числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований его приобретения). Указанное заявление вместе с уведомлением о начале сбора подписей направляется в территориальную (окружную) избирательную комиссию.
3. Выдвижение кандидатов начинается со дня официального опубликования схемы избирательных округов.
Статья 28. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями
1. Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом при голосовании за данного кандидата, с уведомлением об этом территориальной (окружной) избирательной комиссии и последующим сбором подписей в поддержку кандидатов. В уведомлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и адрес места жительства кандидата.
2. Требование к выдвижению кандидата непосредственно избирателями путем проведения собрания избирателей с определенным числом его участников не допускается.
3. Одновременно с уведомлением инициаторы сбора подписей направляют в территориальную (окружную) избирательную комиссию заявление кандидата о его согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости, гражданства иного государства в заявлении также указываются эти сведения, в том числе соответствующая статья (статьи) Уголовного кодекса Российской Федерации, наименование иностранного государства.
Статья 29. Выдвижение кандидатов избирательными объединениями,
избирательными блоками
1. Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному избирательному округу. Избирательное объединение, избирательный блок вправе выдвигать кандидата, не являющегося членом входящих в них общественных объединений.
2. Выдвижение кандидатов осуществляется тайным голосованием на съездах, конференциях, собраниях местных, региональных избирательных объединений либо региональных, местных отделений общероссийских или межрегиональных избирательных объединений.
Уполномоченные представители избирательного объединения представляют в территориальную (окружную) избирательную комиссию протокол с решением съезда, конференции или собрания избирательного объединения. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 27 настоящего Закона. Одновременно с этим документом в избирательную комиссию представляются: заверенная копия свидетельства о регистрации соответствующего общественного объединения, заверенная копия зарегистрированного устава общественного объединения, состав уполномоченных представителей избирательного объединения с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного объединения, а также доверенность на уполномоченных представителей избирательного объединения.
3. Избирательные блоки образуются избирательными объединениями. Входящие в избирательный блок избирательные объединения не могут на одних и тех же выборах входить в иные избирательные блоки или выступать в качестве самостоятельных избирательных объединений. Решение о вхождении в избирательный блок принимается на съезде, конференции, собрании каждого из избирательных объединений либо их региональных, местных отделений, после чего подписывается совместное решение о создании избирательного блока. Решение о выдвижении кандидата избирательным блоком принимается на конференции представителей избирательных объединений, входящих в этот блок, и подписывается уполномоченными представителями этих избирательных объединений. Избирательные блоки подлежат регистрации в территориальной избирательной комиссии непосредственно после их образования по представлении в территориальную избирательную комиссию заверенных копий свидетельств о регистрации общественных объединений, входящих в избирательный блок, зарегистрированных уставов общественных объединений, списков уполномоченных представителей избирательного блока с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства каждого из уполномоченных представителей избирательного блока, а также доверенности на уполномоченных представителей избирательного объединения.
4. Территориальная избирательная комиссия обязана не позднее чем через 3 дня после получения соответствующих документов зарегистрировать избирательный блок или принять мотивированное решение об отказе в регистрации, которое может быть обжаловано в суд.
5. Уполномоченные представители избирательного блока представляют в территориальную избирательную комиссию протокол конференции представителей избирательных объединений, входящих в избирательный блок. В решении о выдвижении кандидата должны быть указаны данные о кандидате, перечисленные в пунктах 1 и 2 статьи 27 настоящего Закона.
Статья 30. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов
1. Сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов начинается со дня уведомления соответствующей избирательной комиссии кандидатом, отдельным избирателем, уполномоченным представителем группы избирателей, представителем избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувшим кандидата, о выдвижении кандидата и представлении документов в порядке, предусмотренном статьями 27-29 настоящего Закона.
2. Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, должно составлять не менее 1 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
3. Подписные листы изготавливаются по форме, указанной в приложениях 1, 2 и 3 к настоящему Закону (прилагаются).
4. В муниципальных образованиях с числом зарегистрированных избирателей менее 10 тысяч человек сбор подписей не проводится. В этом случае кандидатов выдвигают на собраниях избирателей по месту жительства, учебы, работы, а также на съездах, конференциях, собраниях избирательных объединений, избирательных блоков.
5. При сборе подписей в поддержку кандидата в каждом подписном листе указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы, занимаемая должность (род занятий) и место жительства кандидата. При сборе подписей в поддержку кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в подписном листе, кроме указанных данных, сообщается принадлежность кандидата к соответствующему избирательному объединению, избирательному блоку.
В случае наличия у кандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должны указываться номер (номера) и наименование (наименования) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, а также статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации. В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно указываться наименование соответствующего иностранного государства.
6. Избиратель ставит подпись в поддержку кандидатов от различных избирательных объединений, избирательных блоков или выдвинутых путем самовыдвижения либо избирателем, группой избирателей, но только один раз в поддержку одного и того же кандидата.
Данные об избирателях, ставящих свою подпись в поддержку кандидата, могут вноситься в подписной лист лицом, осуществляющим сбор подписей в поддержку кандидата.
При сборе подписей избирателей в поддержку кандидата допускается заполнение подписного листа на лицевой и на оборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевой стороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи ставятся на оборотной стороне подписного листа. Указанные данные вносятся не иначе как рукописным способом.
Подписной лист заверяют своей подписью лицо, собиравшее подписи избирателей, с указанием своей фамилии, имени, отчества, адреса места жительства, даты рождения, серии и номера паспорта или заменяющего его документа, и уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока или кандидат.
7. Право сбора подписей избирателей принадлежит совершеннолетнему дееспособному гражданину Российской Федерации. Кандидат может заключать с лицом, собирающим подписи избирателей, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только через избирательный фонд кандидата.
8. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом, на территории соответствующего избирательного округа. Участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи, не допускается. Сбор подписей избирателей производится по месту работы, службы, учебы, жительства, на предвыборных мероприятиях, а также в других местах, где агитация и сбор подписей не запрещены законом. Сбор подписей запрещается в процессе и в местах выдачи заработной платы. Грубое или неоднократное нарушение указанных запретов может быть основанием для признания недействительности собранных подписей и (или) отмены регистрации кандидата территориальной избирательной комиссией либо судом.
Статья 31. Регистрация кандидатов
1. Для регистрации кандидатов, выдвинутых непосредственно избирателем, избирателями, путем самовыдвижения, а равно избирательными объединениями, избирательными блоками, кандидат, избиратель, группа избирателей либо уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока не позднее чем за 35 дней до дня голосования представляет в территориальную (окружную) избирательную комиссию подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата. Одновременно в территориальную (окружную) избирательную комиссию сообщаются сведения об изменениях в данных о кандидате, представленные в соответствии с пунктом 1 статьи 28 настоящего Закона, и, кроме того, сведения биографического характера, в частности, об образовании, семейном положении, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Чувашской Республики, - копия декларации о доходах кандидата за год, предшествующий году выборов, по установленной форме, заверенная органом налоговой службы, а также первый финансовый отчет кандидата. Регистрация производится при наличии необходимого количества достоверных подписей избирателей, собранных в поддержку кандидата, письменного заявления лица о его согласии баллотироваться кандидатом по данному избирательному округу и обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Территориальная (окружная) избирательная комиссия вправе при содействии соответствующих государственных и муниципальных органов организовать проверку достоверности данных о кандидате, содержащихся в представленных документах.
2. Количество представленных подписей избирателей в поддержку кандидата не должно превышать число подписей, установленное в пункте 2 статьи 30 настоящего Закона, более чем на 15 процентов.
3. Подписные листы представляются в территориальную (окружную) избирательную комиссию в сброшюрованном и пронумерованном виде. При приеме подписных листов территориальная (окружная) избирательная комиссия заверяет каждый подписной лист печатью избирательной комиссии и выдает уполномоченному представителю или кандидату письменное подтверждение о приеме подписных листов с указанием даты и времени их приема.
4. Территориальная (окружная) избирательная комиссия проверяет соответствие порядка выдвижения кандидатов требованиям настоящего Закона, а также достоверность данных, содержащихся в подписных листах в поддержку каждого кандидата. По решению территориальной (окружной) избирательной комиссии для проведения указанной проверки могут создаваться рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты - специалисты органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов. Их заключения могут служить основанием для признания данных в подписных листах недостоверными.
5. Проверке подлежит не менее 20 процентов от необходимого для регистрации количества подписей в поддержку каждого кандидата. Подписные листы отбираются для проверки посредством случайной выборки (жребия) на заседании территориальной (окружной) избирательной комиссии. При проведении жеребьевки и проверки подписных листов в избирательной комиссии вправе присутствовать кандидаты, выдвинутые по соответствующему избирательному округу, или их уполномоченные представители, уполномоченные представители избирательных объединений, избирательных блоков, выдвинувших кандидатов, представители избирателей, осуществивших инициативу выдвижения кандидата. Избирательная комиссия обязана заблаговременно сообщить указанным лицам о времени проведения каждой проверки подписных листов. Избирательная комиссия не вправе отказать иным лицам, направленным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, изъявившим желание присутствовать при проводимой проверке. Проверке подлежат все подписи на подписных листах, отобранных для проверки.
6. Проверке и учету не подлежат подписи, находящиеся в подписных листах, но исключенные (вычеркнутые) инициаторами выдвижения кандидата до представления подписей в соответствующую избирательную комиссию, если это ими специально отмечено.
7. Если при проверке подписных листов обнаруживается несколько подписей одного и того же лица в поддержку выдвижения одного и того же кандидата, учитывается только одна подпись.
8. Для проверки подлинности подписей члены комиссии вправе проводить опрос избирателей, чьи подписи указаны в проверяемых подписных листах, не вызывая их в избирательную комиссию.
9. Опрос проводится не менее чем двумя членами территориальной (окружной) избирательной комиссии. Опрашивается непосредственно тот избиратель, чья подпись проверяется.
10. Недостоверными считаются:
подписи лиц, не обладающих на день голосования активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе, и подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. Подпись признается недостоверной при наличии справки органа внутренних дел либо заключения специалиста, привлеченного к работе избирательной комиссии в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи;
подписи избирателей, не указавших все требующиеся сведения;
подписи, собранные до уведомления соответствующей избирательной комиссии о выдвижении кандидата и представлении ей необходимых документов.
11. Оговоренные при составлении подписного листа исправления и помарки не могут быть основанием для признания подписи недостоверной в ходе проверки или при подсчете подписей, если не установлен подлог подписи или принадлежность ее гражданину, не обладающему активным избирательным правом в соответствующем избирательном округе.
12. В случае обнаружения среди проверяемых подписей доли недостоверных подписей в количестве более 10 процентов от количества проверенных подписей, или недостаточного для регистрации соответствующего кандидата количества достоверных подписей территориальная (окружная) избирательная комиссия отказывает в регистрации кандидата.
13. Для определения достоверности данных, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей, территориальные (окружные) избирательные комиссии вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей.
14. По окончании проверки подписных листов в поддержку каждого кандидата составляется протокол об ее итогах, который подписывается руководителем рабочей группы и представляется территориальной (окружной) избирательной комиссии для принятия соответствующего решения. Копия протокола до заседания территориальной (окружной) избирательной комиссии передается кандидату, уполномоченным представителям избирательного объединения, избирательного блока.
15. Территориальная (окружная) избирательная комиссия обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям настоящего Закона в течение 5 дней и не позднее чем за 30 дней до дня голосования принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в регистрации.
16. При регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением, избирательным блоком, в решении территориальной (окружной) избирательной комиссии отмечается факт его выдвижения соответствующим избирательным объединением, избирательным блоком. Кандидат, выдвинутый избирателями, вправе заявить о своем независимом статусе либо о принадлежности к какому-либо общественному объединению, что также отмечается в решении комиссии о регистрации кандидата.
17. Зарегистрированному кандидату выдается удостоверение о регистрации с указанием даты и времени. Данные о зарегистрированных кандидатах в течение 24 часов после регистрации передаются средствам массовой информации.
Кандидат может быть зарегистрирован только по одному избирательному округу.
18. В случае отказа в регистрации кандидата территориальная (окружная) избирательная комиссия обязана в течение суток после принятия решения выдать кандидату, соответствующему избирателю, избирателям либо уполномоченному представителю избирательного объединения, избирательного блока копию решения избирательной комиссии с изложением оснований отказа. Основаниями отказа могут служить нарушение порядка выдвижения кандидата, недостаточное количество представленных достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата, превышение установленной предельной доли недостоверных подписей среди подписей, подвергшихся проверке, грубое нарушение порядка сбора подписей, нарушение порядка создания избирательного фонда кандидата и расходования его средств, а также иные основания, предусмотренные федеральными законами.
19. Решение территориальной (окружной) избирательной комиссии о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации может быть обжаловано в суд. Жалоба (заявление) должно быть рассмотрено в течение 3 дней.
20. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе не останется ни одного зарегистрированного кандидата, выборы в данном избирательном округе по решению территориальной избирательной комиссии откладываются на срок не более 6 месяцев для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.
21. При наступлении указанных в пункте 20 настоящей статьи обстоятельств в результате того, что кандидат без вынуждающих к тому обстоятельств снял свою кандидатуру либо его регистрация была отменена в соответствии с пунктом 6 статьи 43 настоящего Закона, все расходы, понесенные в связи с этим территориальной (окружной) избирательной комиссией при подготовке и проведении выборов, относятся за счет этого кандидата.
22. В случае, если ко дню голосования в избирательном округе окажется один зарегистрированный кандидат, голосование проводится по одному кандидату, при этом кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 50 процентов избирателей, принявших участие в голосовании.