ЗНОЙНОЕ ЛЕТО СЕМЬДЕСЯТ ВТОРОГО
Природа не может перечить человеку,
Если человек не перчит её законам.
Александр Герцен.
Приволен и богат Алатырский лесной край. Лесопромысловая деятельность здешних жителей исчисляется веками, с времен сооружения оборонительной засечной линии Тетюши – Темников, проходящей через Алатырскую крепость и богатейшие Сурские леса. Позднее, с петровских времен в здешних лесных угодьях заготовлялся дубовый корабельный и сосновый мачтовый лес. В середине 18 века упоминается Сур-Майданская плотогонная пристань, на которую государственные крестьяне, «лошманы», по «лошманной» дороге доставляли лес для сплава. Здесь «увязывались» плоты и по рекам Суре и Волге сплавлялись на корабельные российские верфи.
В наше время лесное алатырское Засурье простирается до административных границ с Сурским районом Ульяновской области, Шемуршинским, Батыревским, Ибресинским, Порецким районами Чувашии, с Ардатовским районом Мордовии.
В недалеких 60-70-х годах лесопромышленный комплекс района сосредотачивался в трех лесокомбинатах: Алатырском, Первомайском, Кирском и Алатырском химлесхозе. В этом комплексе осуществлялась заготовка и переработка лесопродукции, велись лесозаготовительные работы, уход за лесными угодьями, охрана лесных богатств от хищений, самовольных порубок, от стихийных бедствий. В те годы надежную гарантию сохранности лесных угодий, их эксплуатацию обеспечивали через свои службы и производства видные руководители лесохозяйственных предприятий Сергей Петрович Русинов, Борис Михайлович Некрасов, Александр Андреевич Жигалов, Александр Андреевич Рожков, Константин Павлович Кошелев, Виталий Николаевич Лысов, Николай Николаевич Комелов, Василий Иванович Вальцевич.
В 70-е годы, в период технической реконструкции всего лесохозяйственного комплекса, внедрялись новые технологии в лесозаготовках и лесовосстановлении.
Осуществился перевод лесорубок на новую организацию труда – создание «малых комплексных бригад», внедрена «хлыстовая» вывозка заготовляемой древесины, повлекшая за собой ликвидацию «верхних» складов в лесорубочных делянках. Спиленные деревья, вместе с кроной, формировались в пакеты, грузились на лесовозный транспорт, доставлялись на «нижние» склады. Они представляли собой высокомеханизированные разделочные эстакады, где хлыстовая древесина освобождалась от коры, веток и сучьев, разделывалась на сортименты.
Прежде всего, речь шла о более углубленной переработке древесины, необходимо было увеличить так называемый «объем хлыста». Одним из технологических направлений предполагалось внедрение в производство переработки древесины в технологическую щепу. Имелось в виду на эти цели использовать часть деловой древесины, мелколесья, сучьев, древесной коры. В те годы в наши леса начала внедряться новая технология в заготовке и переработке древесины: на лесозаготовках стали применяться валко-трелевочные машины - ВТМ, челюстные погрузчики, хлыстовая вывозка заготавливаемого леса на нижние склады. Здесь же на разделке древесины были внедрены полуавтоматические линии ПЛХ. На базе Алатырского лесокомбината было разработано ТЭО и согласовано в Министерстве лесного хозяйства России, в бытность министра Петра Ильича Зверева, по строительству крупного завода по производству древесностружечных плит. Учитывалась лесная сырьевая база Алатырского района, располагающегося на 180 тыс. гектаров лесов. На технологические нужды предполагалось использовать водные ресурсы реки Люля.
Эти мероприятия существенно меняли традиционные представления об использовании древесины в народном хозяйстве. Из древесной технологической щепы могли изготавливаться методом прессования и склеивания строительные конструкции: колонны, балки, ригелии, стеновые и потолочные панели, мозаичные полы, подоконники, плинтуса. Древесная плита - незаменимый материал в мебельном и столярном производстве.
В те годы объемы расчетной лесосеки составляли от 600 до 450 тыс. кубометров в год.
В этих условиях жизнь выдвинула к руководству лесопромышленными предприятиями новую плеяду руководителей: Александра Сергеевича Авершина, Бориса Петровича Попкова, Ивана Павловича Аладышкина, Владимира Иосифовича Шубу, Александра Мефодьевича Макарова, Валентина Александровича Семенова, Сергея Ивановича Сидуганова.
Многие годы, десятилетия лесная отрасль хозяйства развивалась, эксплуатировалась, содержалась и сохранялась, была в надежных руках лесохозяйственников и лесопромышленников.
Стихийное бедствие, несчастье случилось жарким засушливым летом семьдесят второго года.
В тот год, тридцать лет назад, с начала апреля и до середины первой декады октября не выпало ни дождинки. В течение всей весенне-летней поры сложилась чрезвычайная пожарная обстановка.
26 августа, в жаркий полдень воскресного дня, на участке четырнадцатого километра Люльско-Сурской ветки, идущей от поселка Алтышево до поселка Первомайский, возник очаг пожара в лесопользовании Алатырского лесокомбината. В короткий миг он распространился в сухом лесу до таких размеров, что прибывшая к месту возгорания профессиональная лесная охрана с его локализацией и тушением не могла справиться.
Собравшийся по тревоге штаб ЧК принял безотлагательное решение о немедленном направлении в зону пожара технических средств и людских формирований всех колхозов и совхозов, предприятий района. По команде штаба на пожар были направлены имевшиеся в селах пожарные автомобили, бензовозы и молоковозы для подвоза воды в зону пожара, а так же бульдозеры и пахотные тракторы с навесными плугами из Стемас, Чуварлей, Кувакино, Ичикс, Междуречья, Сур-Майдана, Явлей, из объединения «Сельхозтехника», с объектов машинно-мелиоративной станции. По местному радио с многократным повторением было передано обращение к населению города и района с просьбой сохранять спокойствие и принять участие в тушении пожара.
За промежуток времени, от начала возгорания и к исходу дня, эпицентр пожара образовался от 14-го километра железнодорожной ветки по направлению вдоль дороги на кордон Драничный, вдоль берега реки Люля к кордону Орлик. Сюда же в срочном порядке из райцентра переместился штаб ЧК.
На беспромедлительном прибытии техники и людских формирований на пожар сказалась высокая ответственность хозяйственных руководителей: Прокопия Кирилловича Косолапа, Михаила Павловича Филатова, Василия Тихоновича Коновалова, Алексея Григорьевича Кутрова, и других, которые возглавляли то или иное хозяйство.
Оперативно направили имевшуюся технику из своих предприятий Иван Яковлевич Коновалов и Валентин Дмитриевич Кузьмин. На обращение районного штаба ЧК оперативно откликнулись руководители города: Илья Кириллович Шубовский, Александра Валерьевна Нагибина. С пониманием и ответственностью по направлению на пожаротушение формирований с предприятий города отнеслись их руководители: Хироман Мусаевич Манаров, Аркадий Яковлевич Илюшин, Алексей Михайлович Кемаев, Николай Алексеевич Осовин и все те, кто возглавлял трудовые коллективы.
Спокойную и деловитую распорядительность в экстремальных условиях проявили бывшие руководители лесокомбината: главный инженер Борис Петрович Попков, заместитель директора Иван Павлович Аладышкин, работники лесного отдела.
На первых порах казалось, что тушение огня ведется интенсивно, огонь как бы стал замедлять свое продвижение вперед. После полуночи жуткий гул огня стал стихать и идущее по верху леса пламя, вместе с заревом, опустилось на землю. Люди, борющиеся с огнем непрерывных десять часов, воспользовались этой передышкой, чтобы чуть-чуть передохнуть. Но к утру пожар разгорелся не только на вчерашнем пепелище. Возникали новые очаги возгорания и позади уже сгоревших площадей леса, и по сторонам от основного направления огня. Новое крупное возгорание возникло в районе кордона Светлый. Основной эпицентр пожара разделился на три направления: поселок Южный, кордон Драничный, железнодорожный разъезд 215 км. От кордона Светлый огонь стал распространяться в сторону поселка Первомайский.
После полудня 27 августа пожар поглотил оперативный центр – кордон Орлик. Находившиеся здесь формирования, люди и техника уже оказались в хвосте пожара, а штаб ЧК был вынужден покинуть свой оперативный центр. Свое вечернее заседание штаб провел в конторе Алатырского лесокомбината с участием тогдашнего министра лесного хозяйства республики Николая Михайловича Николаева.
К этому времени ситуация оказалась сложнейшей. Если в первый день пожар свирепствовал на площади в несколько десятков гектаров лесов, то к концу второго дня он распространился на многие десятки квадратных километров. Одновременно с пожаром в лесах Алатырского района возник пожар в соседнем Шемуршинском районе и двигался в направлении Алатырских лесов от поселков Кучеки, Баскаки, селений Мордовские Тюки и Русские Чукалы, создавая новую угрозу крупным населенным пунктам района – Старые Айбеси, Новые Айбеси, Сойгино и еще более усугубляя положение поселка Первомайский.
Штаб принял решение обратиться за помощью к руководству республики. Глубокой ночью мне, как руководителю района, пришлось выехать в Чебоксары вместе с Н.М. Николаевым, чтобы обстоятельно доложить о создавшейся ситуации, предварительно обговорив наши просьбы по телефону.
Республиканский штаб ЧК, возглавляемый Петром Алексеевичем Левиным, на просьбу районного руководства отреагировал оперативно и четко. Этой же ночью со строительных организаций Чебоксар было собрано, погружено на железнодорожный состав и отправлено в Алатырь более ста единиц бульдозеров. Руководство республики обратилось за помощью в Министерство обороны страны. В распоряжение руководства района был выделен самолет с Чебоксарского авиаотряда. Этим самолетом во второй половине дня я вернулся в район вместе с заместителем министра лесного хозяйства Андреем Василиевичем Фадеевым. К вечеру из Чебоксар прибыл эшелон с бульдозерами. По распоряжению районного штаба он был направлен по Люльско-Сурской железнодорожной ветки в поселок Первомайский, где обстановка еще более усугублялась. По железнодорожной ветке поезд в отдельных местах проскакивал через пламя пожара, бушевавшего по обеим сторонам. Из ближайших сельских районов республики: Порецкого, Шумерлинского, Красночетайского прибыла автоколонна бензовозов и направлеа в зону пожара.
Уже с утра 28 августа районный штаб ЧК находился в кабинете председателя райисполкома А.С. Юдина. Наряду с постоянными членами штаба – начальником райотдела милиции, военкомом, прокурором города и района, в штабе несли круглосуточное дежурство Алексей Михайлович Иванов, Юрий Германович Серебряков, Дмитрий Иванович Собетов, Болеслав Алексеевич Назаров, Петр Николаевич Маркелов. Оперативную информацию с мест организовали из Алтышева – Андрей Сергеевич Луньков, из Кири – Михаил Егорович Зотов, из Первомайского – Григорий Семенович Чужайкин. По их сообщениям велась оперативная карта, по которой по номерам лесных кварталов отмечалась зона распространения пожара.
В сложившейся обстановке определились три оперативных направления пожаротушения: эпицентр пожара Алтышево, направлением руководил Борис Петрович Попков, затем после возвращения из длительной командировки – Алексей Сергеевич Авершин, в Кире – Владимир Иосифович Шуба.
В поселок Первомайский ответственным за оперативное направление был назначен прибывший на пожар работник ОПО МВД республики Василий Иванович Уткин, а его помощником стал Анатолий Иванович Кулясов.
Для организации работы с формированиями непосредственно в очагах пожара находились постоянно и безвыездно работники районных служб: Михаил Васильевич Линьков, Иван Иванович Семенов, Юрий Иванович Чернов, Александр Петрович Васильчев, Сергей Алексеевич Вишняков, Борис Петрович Ежов, Валентин Николаевич Кузин, Игорь Сергеевич Юков, Борис Васильевич Хохлов, Юрий Петрович Ерлыгин, Михаил Михайлович Гулагин, Николай Федорович Филатов. Они совместно с командирами формирований находились в лесу и принимали личное непосредственное участие в пожаротушении.
В первые дни борьбы с пожарами неоценимую роль выполнил прибывший из республики самолет, да и в последующие дни он был крайне полезен. Его пилотировал замечательный человек, смелый летчик Володя Архангельский.
29 августа в район начали прибывать воинские формирования. Первым прибыл и был направлен в поселок Алтышево полк гражданской обороны Приволжского ВО численностью 1200 человек, по сути гражданских лиц, одетых в военные гимнастерки.
В тот же день прибыло формирование численностью 500 человек из Ульяновского военного училища им. Богдана Хмельницкого во главе с начальником училища генералом В.А. Турчинским. Оно было направленно в поселок Киря. Вслед, уже поздней ночью, на станции Киря выгрузился инженерно-саперный батальон, оснащенный 30 боевыми машинами БАТ на базе танка Т-54. Бронированные машины были оборудованы бульдозерами навесками шестиметровой ширины и крюком – рыхлителем. Батальон влился в состав формирования В.А. Турчинского и действовал совместно с ним.
Еще через сутки из Киевского ВО прибыл эшелон, доставивший в наш район трубопроводный батальон, имевший на вооружении 15 единиц тяжелых бульдозеров, 30 единиц передвижных насосных станций, 300 километров разборных водопроводных магистральных труб.
С прибытием воинских формирований, технических средств из республики ситуация облегчилась. Теперь уже наступал не огонь пожарища, повели наступление на пожар люди, укрощая огонь. А пожар все еще распространялся вширь и вглубь. Очаги загораний возникали в районе автодороги Алтышево-Шумы, Алтышево-Первомайский. Здесь борьбу с огнем вели формирования, прибывшие на тушение в первый день загорания. К ним присоединились оставленные поначалу в резерве технические и людские ресурсы из Иванькова. В разрозненных очагах пожарища действовал полк ГО, сюда на подкрепление из поселка Киря были передислоцированы 10 единиц техники инженерно-саперного батальона, развернулся во всю мощь трубопроводный батальон. Сооружались водозаборные плотины на лесных речках Бездна, Ор-Бездна, Люля, возводились насыпные пирсы на берегах озерец, приводились в действие насосные станции и по проложенным трубопроводам вода подавалась к местам тушения порой на расстояние 5-10 километров.
На Первомайском направлении пожар занимал обширную территорию. Горели леса в районе поселков Искра, Сальный, на подступах к селам Сойгино и Новые Айбеси. Одновременно пожар приблизился к селу Старые Айбеси, шел на соединение с огнем в направлении кордона Драничный.
Доставленный эшелон с бульдозерами из Чебоксар выполнил огромной важности работу на рубежах самой большой протяженности: Сойгино – Новые Айбеси – Сальный – Искра – Первомайский – Старые Айбеси – Драничный. Огонь пожара приблизился к жилым строениям поселка Первомайский со стороны кордона Светлый. И здесь огонь был остановлен с помощью прибывшей техники.
На Кирском направлении особо опасной сложилась пожарная обстановка у разъезда 215 километр Казанского отделения железной дороги. Угроза состояла в пересечении огнем железнодорожного полотна, распространении пожара на новые массивы леса и его продвижении в направлении села Гарт, поселка Долгая Поляна и далее вплоть до Порецкого и Шумерли. Удваивалась угроза окружения огнем поселка Киря.
Здесь огонь пожара был остановлен силами двух пожарных поездов из Казани и Канаша и отрядом профессиональной лесной охраны Кирского лесокомбината.
Несмотря на интенсивную борьбу с пожаром, на отдельных направлениях складывалась критическая обстановка, угрожающая жизни людей. Жители села Старые Айбеси были вынуждены оставлять жилые дома и размещаться в поле, под открытым небом. Волнения были среди населения поселков Первомайский и Киря. В этих условиях штаб ЧК принял решение об эвакуации престарелых людей, малолетних детей с кормящими матерями из села Старые Айбеси, поселков Первомайский и Киря. Был сформирован железнодорожный состав для этой категории людей и отправлен в город Канаш.
Интенсивная борьба с огнем в лесах района продолжалась более двух недель. На пожаротушении участвовало более 12 тысяч человек из числа гражданских и военных формирований, около 500 единиц техники.
Когда пожар был остановлен, миновала угроза жизни людей и многим населенным пунктам, в лесу были оставлены немногочисленные людские силы и технические средства для ликвидации оставшихся очагов на торфяниках и болотах, которые дымили гарью вплоть до выпадения атмосферных осадков в середине первой декады октября.
Были отправлены в места постоянной дислокации воинские формирования: курсанты Ульяновского военного училища, инженерно-саперный батальон, полк ГО, лишь трубопроводный батальон убыл несколько позднее, завершив тушение крупных очагов пожарищ.
Особенно теплые проводы состоялись в поселке Киря. Жители поселка пришли на проводы от мала до велика, они выражали сердечную благодарность личному составу военных формирований. Между тем многие жители не знали, что значительная часть курсантов, прибыв на пожар по тревоге, не успела принять воинскую присягу, что многие мальчишки со школьной скамьи боялись вступать в единоборство с огнем, что генерал Владимир Александрович Турчинский лично повел их в бушующее пламя и сам получил сильный ожог туловища, на нем сгорела генеральская гимнастерка.
На пожаре понес потери инженерно-саперный батальон. Погиб старшина со станицы Кавказская, оставив сиротами двоих малолетних детей. В горящих атратских лесах полностью сгорела одна из бронированных машин. Моментов, сопряженных с большой опасностью, было немало: порой трещала от огневой жары обшивка самолета, который выполнив свою роль, отбыл в распоряжение своего авиаотряда, а пилот Володя Архангельский лишь позднее осознал, что чуть-чуть не сжег самолет и не погиб сам.
Надо отдать должное людям из гражданских формирований города Алатыря и района, персоналу лесной охраны, жителям лесных поселков и кордонов, которые спасали и свое и народное добро. Мало кто знает, что жена лесника с кордона Драничный Галина Любимова одна, без чьей-либо помощи, противостояла огню, который грозился перемахнуть через лесную дорогу Алтышево-Драничный, на ее протяжении в шесть километров, в течение шести часов. И не отступила вплоть до прибытия людей из поселка Первомайский.
Важно отметить, что государственные органы проявляли свою озабоченность в борьбе со стихийным бедствием. Действия войсковых подразделений курировались военными органами.
Лесной пожар семьдесят второго года нанес большой урон лесному хозяйству Алатырского района. Полностью выгорели лесные угодья на 12 тыс. гектаров, еще на 16 тыс. леса получили значительные повреждения. Общие потери и повреждения получены на 28 тыс. гектаров из 180 тыс. га имевшихся в районе лесов.
Однако самая главная заслуга людей, принимавших участие в пожаротушении, состояла в том, что от огня в тот период не пострадало ни одно жилое помещение, ни один населенный пункт, не было потерь среди населения района.