Училище в селе Кувакино было основано по инициативе Департамента Уездов по Высочайшему повелению 15 октября 1842 года. Из докладной инспектора Самосатского от 9 апреля 1892 года: «Преподаватели училища возбудили ходатайство о разрешении достойным образом отпраздновать 50-летие, но к сожалению это ходатайство запоздало и разрешение было получено только в мае 1893 года, почему празднование юбилея было отложено до 15 октября 1893 года».
Училище помещается в собственном одноэтажном доме, который заключает в себе весьма просторную и светлую классную комнату, раздевальню для учащихся и квартиру для учителя. При училище имеется двор с необходимыми службами и участком земли в 364 кв. сажени, на котором разведен хороший плодовый сад и огород. Обработкой огорода занимаются ученики под руководством учителя.
Учебников и учебных пособий достаточно, но книг для внеклассного чтения мало, всего 46 экземпляров.
В отчетном учебном году(1892) всего обучалось 82 мальчика и 18 девочек, из которых окончило курс со свидетельствами- 15 мальчиков и 1 девочка. Учащиеся распределились на три группы. В виду многолюдства учащихся в этом училище и невозможности одному учителю вести занятия при трех отделениях, я (инспектор Самосатский) ходатайствовал перед уездным земским собранием о назначении особой суммы на жалование учительскому помощнику. Мое ходатайство было уважено и я назначил в это училище помощницу учителя, которая стала заниматься с младшим отделением под руководством учителя.
Училище осмотрено мною во время обычных классных занятий 9 апреля 1893 года, причем учебная часть найдена в следующем состоянии:
По закону Божию. В младшем отделении отлично знали все молитвы, заповеди и символы веры, но без объяснений.
В среднем отделении прошли Ветхий завет до пророков и Новый до чудес. Рассказывали события священной истории и объясняли молитвы, заповеди и символы веры очень хорошо. В старшем отделении весь курс был пройден и усвоен учащимися основательно. Таинства, символ веры и литургию знали осмысленно. Вообще законоучитель старается развивать сердце учащихся. Приучает их к самостоятельности, к разумному, осмысленному пониманию догматов и обрядов,
По чтению. В младшем отделении (классе) читали незавидно, ошибались почти в каждом слове. Как по-русски, так и по-славянски. Помощница учителя не делает решительно никаких объяснений во время урока чтения, деятельность ее на уроке ограничивается тем, что она повторяет каждое слово, которое ученик прочел неверно. В среднем отделении читали и прочитанное рассказывали своими словами вполне удовлетворительно. По славянскому Евангелию читали и переводили отдельные слова также вполне удовлетворительно. В старшем отделении читали довольно бойко и выразительно. По церковно- славянскому Евангелию читали и переводили весьма хорошо. По Часослову читали так, как принято в церкви.
По арифметике. В младшем отделении проделали устные задачи по Евтушевскому до 30 и умели писать цифры до 100. Решали задачки плохо, объяснять решение вовсе не умели потому, что учительница никогда не спрашивает учеников, как они решали задачи. При упражнении в беглом счете учительница ограничивается тем, что предлагает отнять известное число из данного числа, затем то же вычитаемое предлагает другому ученику отнять от другого меньшего числа, так, например, она задала при мне последовательный ряд вопросов:
30-4? 25-4? 40-4, 15-4, 12-4, 10-4. Каждому учащемуся при этом был предложен только один вопрос, причем прежде называлась фамилия учащегося, а потом уже предлагался ему вопрос.
Вообще по всему было видно, что учительская помощница не имеет никаких педагогических способностей.
В среднем отделении весьма удовлетворительно делали устные задачи по Евтушевскому на числа до 100 и письменные задачи на все четыре действия с простыми числами любой величины. В старшем отделении делали задачи на все четыре действия с составными именованными числами также очень хорошо. Довольно сложный беглый счет делали отлично.
По письму. В младшем отделении писали на досках под диктовку отдельные предложения удовлетворительно. В среднем отделении списывают с книги, составляют предложения по данным вопросам пишут заученные басни, стихотворения и даже излагают своими словами прочитанные статейки очень хорошо. В старшем отделении пишут изложение прочитанных статей весьма хорошо. Почерк правильный и красивый, пишут опрятно, ошибок делают очень мало.
Пение преподается особым учителем, который получает за это от крестьян 15 рублей в год и награды от земства от 10 до 15 рублей в год. Пение поставлено прекрасно. В церкви поет ученический хор.
Жена классного учителя Елизавета Волкова обучает рукоделию девочек, обучающихся в школе, за что получает награды от уездного земства. Законоучитель, священник Гавриил Федоров, состоит на службе законодателя с 1875 года. Преподаватель опытный, обучение ведет весьма успешно.
Учитель Илья Волков, окончивший курс в уездном училище, бывший на педагогических курсах и имеющий свидетельство на звание сельского учителя, состоит в учительской должности с 1874 года. К своим обязанностям относится с любовью и усердием, преподавание ведет весьма успешно.
Помощница Александра Еделевская, окончившая курс в Симбирской Мариинской женской гимназии, состоит в занимаемой должности с 1 января 1893 года. К исполнению своих обязанностей относится недобросовестно, за что и была отстранена от должности в июне 1893 года Алатырским училищным советом.
Учитель пения Иван Ульянов состоит в занимаемой должности с 1870 года. К исполнению своих обязанностей относится честно, преподавание своего предмета ведет с любовью и примерным усердием, почему и достигает хороших результатов.
Несмотря на мало успешность младшего отделения по чтению и арифметике признаю вполне справедливым отнести это училище в разряд весьма удовлетворительных.
ДОКЛАДНАЯ
Инспектора Самосатского Н. О праздновании 50-летнего юбилея училища.
Его Высокородию
Господину Директору народных училищ
Симбирской губернии.
Министерство
народного просвещения
Казанский учебный округ.
Инспектор
народных училищ
Симбирской губернии
3-го района
20 октября 1893 года
№788
г. Алатырь
Имею честь доложить Вашему Высокородию, что 15 и 16 сего октября был отпразднован 50-летний юбилей Кувакинского училища, в присутствии множества гостей, всех учащихся и их родителей, согласно программы, утвержденной Его Сиятельством Господином Министром Народного Просвещения. Перед всенощной. Начавшейся в 6 часов 30 минут вечера 15 октября, классная комната имела праздничный вид. Портрет благополучно царствующего Государя Императора был убран зеленью и цветами так, что казался как бы в раме, состоящей из одной зелени и цветов, а сверху над портретом развевались национальные флаги. Портрет в Боз поживающих Государей Николая Павловича и Александра Николаевича были обвиты плющом. Над всеми тремя царскими портретами помещены были искусно сделанные вензеля с инициалами Государей. На одной стене помещен был громадный венок из еловых ветвей, посреди которого красовался вензель из зелени благополучно царствующей императорской четы. В переднем углу на особых аналоях находились иконы Спасителя, Святого князя Владимира, Святых Кирилла и Мефодия, Первоучителей славянских, богато украшенные зеленью и цветами. Для духовенства в переднем углу постлан был роскошный ковер, другой же ковер постлан был несколько поодаль для почетных гостей и дам. Вход, как внутри так и снаружи был декорирован национальными флагами, а площадь перед входом в училище была усыпана желтым песком.
Ровно в 6 часов 30 минут началось служение торжественно всенощного бдения с величанием Св. князю и Святому Кириллу и Мефодию, Первоучителем славянским. При этом благоговейно и стройно пел училищный хор певчих под руководством учителя Ивана Ульянова. После всенощной была отслужена панихида по в Бозе почивающих Государях императорах Николая Павловича и Александра Николаевича, по всех усопших начальниках, преподавателях и учениках Кувакинского училища. При этом всем присутствующим были розданы свечи.
На другой день после литургии в местном храме крестный ход направился в здание училища, где Т.М. Федоровым, законоучителем Кувакинского училища, в сослужении с 4 иереями и 2 диаконами отслужено было благодарственное Господу Богу молебствие с водоосвещением, после которого произнесено было многолетие Государю императору , Государыне Императрице, Государю Наследнику Цесаревичу и всему царствующему дому, святейшему Синоду, Преосвященному Господину Варсанофию, всем начальствующим, учащим, учившим, учащимся и учившимся Кувакинского училища. После многолетия и разоблачения духовенства прочитана была учителем Волковым, составленная им историческая записка о Кувакинском училище. Затем законоучилища о. Федоров сказал глубоко прочувствованную речь, обращенную главным образом к руководителям учащихся, присутствующим на торжестве почти в полном составе.
В речи своей отец Федоров указывал на связь церкви со школой, что школа должна быть и есть на самом деле помощником церкви. Указал на то, что дети неопустительно посещают храм божий во все воскресения и праздничные дни, пока учатся в школе, но впоследствии манкируют посещениями храма, что зависит от того, что они уже перестают пользоваться благодетельным влиянием школы. Поэтому о. Федоров приглашал не забывать доброе учение школы и поддерживать приобретенные знания чтением книг религиозно- нравственного содержания в праздничные дни. По окончании этой речи прочитано было письмо бывшего попечителя училища Статского Советника А.П. Крыжинина, не имевшего возможности по болезни приехать в Кувакино, следующего содержания: « Сердечно поздравляю со днем юбилейного торжества пятидесятилетие Кувакинского училища, да не отымется от него и на будущее время его просветительное руководство к жизни юных питомцев. С чувством умиления вспоминаю то время, когда я навещал его в качестве члена Училищного Совета и как попечитель оного, рекомендовал Совету первым, в лице наставника Г Волкова». После сего ученический хор исполнил гимн « Коль славен нам Господь в Сионе».
Затем прочитан был протокол экзаменационной комиссии сего года и выданы были свидетельства на льготу и похвальные листы от Училищного Совета. Кроме того, каждый окончивших курс получил по Евангелию от Училищного Совета с надписью « На память об училище и назидание жизни». И по книжке религиозно- нравственного содержания от училища. Затем были розданы такие же книги всем без исключения учащимся и всем окончившим курс ранее, которые присутствовали на торжестве.
После раздачи книг учитель Волков сказал краткую, но выразительную речь по поводу обучения крестьянских детей, о той роли, которая играет школа в деревне и о книжном обучении вообще. Затем я сказал присутствующим несколько слов о состоянии учебного дела в Кувакинском училище, о том, что это училище стоит в первом ряду , благодаря усердию, способностям и опытности преподавателей. Затем хором и всеми присутствующими исполнен был народный гимн « Боже Царя Храни» и песнь «Славься, славься», законченное громким и продолжительным «Ура!» По требованию присутствующих гимн еще был повторен дважды и каждый раз сопровождался громким, продолжительным «Ура!»
Торжество закончилось в начале 2-го часа дня. Затем дан был праздничный обед, на котором присутствовало около 30 человек.
Вечером была получена телеграмма от Н.Д. Пазухина, бывшего председателя Алатырского Училищного Совета, следующего содержания: « Радуясь вместе с начальствующими, учащими, учащимися и всеми присутствующими на торжестве, что Бог привел их праздновать пятидесятилетний юбилей существования училища. Радуясь, тем более, что Кувакинское училище в бытность мою предводителем, доставлено мне истинное утешение, как познаниями учеников, так и их благонравием и особенно пением церковным. Желаю Кувакинскому училищу служить на пользу церкви и народной грамотности на многие лета. Прошу при торжестве вспомнить преподавателей моего времени законоучителя Преображенского, учителя Ульянова».
Инспектор Народных училищ
Н. Самосатский.
После Октябрьской революции школа из трехлетней становится начальной с четырехлетним сроком обучения. Учителем, который встретил в селе революцию, был Воротников Н.В. родился он Алатырском Посаде в 1862 году, окончил Порецкое педучилище, к тому времени основанное И.Н. Ульяновым. Воротников проработал в Кувакине до 1928 года, а затем ушел на пенсию и переехал в г. Алатырь.
Заведующим школой после Воротникова стал Пигузов Б.И. Школа при нем стала четырехлетней. Это объяснялось теми условиями жизни крестьян села, которые стали совершенно отличными от дореволюционных.
Тяга народа к образованию позволила в 1931 году перейти на семилетнее образование. С тех пор и до введения обязательного восьмилетнего обучения свидетельства за седьмой класс получили 643 ученика. В село приехали учителя Александров (он стал директором), Орлова, Рождаева, Чернышев П.А. и другие. С 1936 года школа становится средней, Кувакино-районным центром.
Первый выпуск из 10 класса состоялся в 1938 году. Школу окончили 17 человек. Все они были дети крестьян, в прошлом забитых и неграмотных. Трое из них (Абрамушкин Александр, Абрамушкин Анатолий, Логинов Иван) погибли в годы Великой Отечественной войны. Восемь окончивших впоследствии стали учителями
Директорами средней школы в свое время были: Николаев А.В, Ягодин М.П., Кабаевская А.М., Мусорин Н.П., Игнатьев Т.Ф., Красненков И.Н., Волков Б.Ф., Вавилов И.М., Кочетков А.В., в настоящее время Швалева А.Н.
Швалева А.Н. выпускница Кувакинской средней школы, после окончания в 1973 году Чувашского государственного педагогического института им. И.Я. Яковлева вернулась в родную школу учителем иностранного языка. Десять лет проработала заместителем директора по учебно- воспитательной работе, а с 1987 года – директор школы. За свой многолетний труд на ниве просвещения имеет множество наград: грамоты, звание
«Отличник просвещения», « Заслуженный учитель Чувашской Республики».
Любовь к учительской профессии Алевтина Николаевна передала своей дочери Кустовой Марине Геннадьевне, которая окончив исторический факультет ЧГУ им И.Н. Ульянова успешно преподает историю и право в родной школе. Марина Геннадьевна является представителем третьего поколения учителей династии Швалевых. Ее бабушка, Швалева Раиса Владимировна, более 40 лет проработала учителем начальных классов Кувакинской средней школы.
Кувакинская школа готовится к своему 160-летию.
Сто шестьдесят-это более полтора века
Это не завтра и не вчера
Сколько же во имя человека
Дала школа света и тепла.
Леухина Л.В.- заместитель директора по учебно- воспитательной
работе, выпускница школы.