Кажется совсем недавно в торжественной обстановке Кувакинская средняя школа, как виновница торжества, принимала в свой адрес слова благодарности и поздравления от своих бывших выпускников, гостей, руководителей района. Школе исполнилось в 1992 году 150 лет.
И вот уже прошло 10 лет. Много это или мало… Для кого-то это долгое десятилетие, а для педколлектива Кувакинской средней школы это ежедневный творческий труд, ежедневное общение со своими воспитанниками, в которых мы видим нашу достойную смену.
Школа готовится к 160-летию. За прошедшие десять лет педагогический коллектив добился неплохих результатов в работе. Но самым важным событием за истекший период стало то, что Кувакинская средняя школа приобрела статус гимназии. Новая школа- веление времени. Это один из первых шагов на пути реализации Программы Президента Чувашской Республики Н.В. Федорова « Новая школа», закона «Об образовании». В первое время было очень трудно. О гимназиях мы знали только понаслышке, особенно сельских. Часто приходилось думать, чтобы понять, как, в каком направлении, какими способами бывших советских учителей превратить в гимназических педагогов, а наших сельских детей - в гордых и всезнающих гимназистов. С этой целью была разработана и принята профессиограмма учителя Кувакинской гимназии, т.е. модель учителя на перспективу, была разработана и уже внедрена в практику модель гимназиста. Эти два положения дали нам понимание того, какими мы должны быть по ключевым элементам профессиональной характеристики учителя и ученика.
За последние четыре года удалось сделать многое. В учебный план гимназии введены и успешно изучаются новые предметы и спецкурсы, по которым разработаны авторские программы учителей, преподающих эти дисциплины. В начальном звене большое внимание уделяется воспитанию у детей культуры поведения и общения, развитию творческих способностей детей с раннего возраста. Поэтому в начальных классах дети с большим интересом изучают новые предметы такие, как «Литературное творчество», «Основы эстетики», «Азбука культуры общения», «Фольклор», «Культура родного края», «Введение в историю», «Немецкий язык», «Экономика». Учителя Савина К.И., Аношина И.И. разработали программы с учетом способностей, склонностей, интересов учащихся.
В среднем звене кроме экономики и культуры родного края преподаются курс «Античная литература», «Риторика», спецкурсы по математике и физике. Успешно изучается предмет «Право», в гимназии он преподается с 5 по 10 класс (учитель Кустова М.Г.)
Большое внимание в гимназии уделяется экологическому обучению и воспитанию. В начальных и средних классах экология изучается интегрировано, а в 10 классе как отдельный предмет. Экологические знания учащиеся получают не только на уроках, а также в кружке «Мы - земляне» (рук. Учитель биологии Царькова Ж.Т.). Кружковцы проводят большую краеведческую работу по охране окружающей среды, участвуют в семинарах и конференциях по экологии, проводимых в районе и в республике, часто становятся призерами этих мероприятий.
Педколлектив гимназии всегда в поиске чего-то нового и его творческий потенциал растет и совершенствуется. Из 15 членов педколлектива один учитель имеет высшую квалификационную категорию, 9 учителей первую категорию и 5- вторую категорию. Особо следует отметить, что 8 учителей – бывшие выпускники Кувакинской средней школы:
Швалева А.Н.- директор, Леухина Л.В.- заместитель директора по учебно- воспитательной работе, Царькова Ж.Т. - учитель химии и биологии, Аношина И.И.- учитель начальных классов, Кустова М.Г.- учитель истории и права, Ульянов О.Н.- учитель ОБЖ, Стешин Д.А.- учитель физкультуры, Терюкалова И.В.- педагог дополнительного образования. За высокие достижения в деле обучения и воспитания подрастающего поколения учителя гимназии имеют награды: грамоты управления образования и администрации района, грамоты Министерства образования Чувашской Республики, звание «Отличник образования» и «Заслуженный учитель Чувашской Республики».
Учителя принимают активное участие в семинарах, конференциях и конкурсах, проводимых в районе и в республике (Тренюшева Т.М., Леухина Л.В., Деманова Е.А., Яшина Т.А.), своевременно проходят курсы повышения квалификации.
Учителя- предметники часто проводят открытые уроки для учителей школы и школ района, для руководителей школ не только нашего района, но и соседних (Ардатовский район, Мордовия). Открытые уроки учителей начальных классов Савиной К.И., Аношиной И.И., математики Леухиной Л.В. и Мингалевой Н.С., русского языка и литературы Демановой Е.А. и Аношиной Н.В., истории, права, экономики Кустовой М.Г. и Тренюшевой Т.М., физики и астрономии Яшиной Т.А. всегда проходят на высоком методическом уровне и заслуживают большого внимания и высокой оценки.
Все это положительно сказывается на успехах наших учеников. За последние три- четыре года заметно повысилось качество знаний учащихся по всем учебным дисциплинам, увеличилось число учащихся, обучающихся на «хорошо» и «отлично». Об этом свидетельствуют результаты предметных олимпиад, переводных экзаменов, итоговой аттестации и ЕГЭ. Гимназия работает без второгодников. Ежегодно в гимназии есть выпускники, которые заканчивают школу с серебряной медалью, поступают в ВУЗы Республики и успешно учатся. Вот несколько из них: Чечулина И- студентка факультета журналистики ЧГУ, Филатова Ю- студентка медицинского факультета ЧГУ, Деманов А- студент исторического факультета ЧГУ, Филатова Н, Филатов А- студенты электроэнергетического факультета ЧГУ, Быкова Т , Маланьина Е- Студенты филиала Санкт- Петербургского института туризма и сервиса. Наши воспитанники принимают активное участие в районных предметных олимпиадах, многие из них становятся призерами (Яшина О., Мингалев Ю., Деманов А., Мингалева И.)
Внеклассная работа, являясь продолжением учебной деятельности, способствует дальнейшему развитию и совершенствованию творческих способностей, склонностей и интересов учащихся, повышает их познавательную активность. В гимназии успешно работают предметные кружки, кружки по интересам, спортивные секции. С большим интересом учащиеся занимаются в кружках: «Музееведение» (рук. Тренюшева Т.М.), «Граждановедение» (рук. Кустова М.Г.), «Кукольный театр» (рук.Аношина Н.В.), «Рукодельница» (Терюкалова И.В.), «Клуб юных журналистов»(Деманова Е.А.).
Большое внимание уделяется профориентационной работе. В гимназии вот уже пять лет успешно работает клуб для старшеклассников « Кем быть» (рук. Филатова Л.Ю.). Здесь учащиеся 9-11 классов встречаются с представителями различных профессий.
Вся внеклассная работа планируется и проводится в тесном контакте с учителями начальных классов, классными руководителями, советом старшеклассников и детской организации « Родничок». С целью создания условий для раскрытия способностей и интересов учащихся, формирования у них самостоятельности, организации их досуга и дальнейшего развития и совершенствования школьного самоуправления в гимназии создана и успешно работает детская организация « Родничок». Во главе организации стоит Президент, при Президенте создан Совет. Учитывая интересы и пожелания ребят, работа в организации ведется по следующим направлениям: учебная деятельность, культура и краеведение, туризм, игры и путешествия, экология и спорт, дисциплина и порядок. Разрабатывая вместе с детьми план работы по данным направлениям, мы увидели, что каждый ребенок уникален и неповторим. Этим он и интересен. Мы стремимся к тому, чтобы ученик чувствовал себя уверенно в коллективе, с уважением относился к другим и к самому себе, сохраняя при этом свою индивидуальность. Поэтому классные руководители проводят воспитательную работу через разнообразные формы общения с детьми. Систематическими стали такие формы работы как анкетирование, тестирование, широко используется игровая форма деятельности (интеллектуальные, ролевые и познавательные игры).
Праздники школьного календаря, общешкольные дела, тематические вечера, общественные смотры знаний и другие внеклассные мероприятия стали в гимназии традиционными. Коллективные школьные дела стали у нас нормой общественной жизни не только для учащихся и педагогов, но и для родителей. Ощущение личной причастности, сопереживание и содействие со стороны родителей создают особый эмоциональный настрой, особое восприятие. Необходимо отметить традиционные школьные праздники, готовить и проводить которые помогают родители. Это «День гимназиста», «Гимназическая весна», «Отдыхаем всей семьей», «Гимназист года», «Семья года», «Семейное хобби» и другие. Такие совместные мероприятия помогают учителям привлечь родителей к активному участию в воспитательном процессе. Как известно, объектом инновационного процесса в школе становятся дети. Работая в новом режиме, мы заметили, что в условиях инноваций идет активный процесс личностного самоопределения как учащихся, так и педагогов. Все это отражается на характере взаимоотношений учителя и ученика. Все учителя нашей гимназии не только единодушно поддерживают все нововведения, но и осознавая каждый свою миссию, активно участвуют в реализации всех творческих идей. В гимназии созданы творческие группы учителей, которыми руководят Леухина Л.В, Тренюшева Т.М., Савина К.И., Деманова Е.А..
Основной инициатор и творец инноваций – учитель. И не надо доказывать, что результат в любой сфере деятельности напрямую зависит от профессионализма и ее носителей, от их удовлетворенности своим трудом, от душевного комфорта, который испытывает человек в окружающей его среде.
Очень кстати вспомнились слова выдающегося педагога В.А. Сухомлинского: "Задача школы и родителей - дать каждому ребенку счастье. Счастье многогранно. Оно и в том, чтобы человек раскрыл свои способности, полюбил труд и стал в нем творцом, и в том, чтобы наслаждаться красотой окружающего мира и создать красоту для других, и в том, чтобы любить другого человека, быть любимым, растить детей настоящими людьми". Эти слова являются девизом каждого учителя нашей гимназии.
Да, очень много времени прошло с той дальней поры, когда в далеком 1842 году в с.Кувакино открылось реальное училище. Изменилось село, неоднократно менялось наше общественно- политическое мировоззрение, но главное у школы и ее выпускников осталось навсегда. Это, прежде всего, любовь к жизни, знаниям, трудолюбие, любовь к Родине и к своему народу. И это все им дал учитель.
Учитель… С его именем связано представление о завтрашнем дне. Все силы ума и сердца, всю жизнь свою отдает он детству, юношеству, а значит – будущему нашей Родины.
Пусть же будет добрым нелегкий путь тех, кто носит гордое звание - сельский учитель!
Директор гимназии Швалева А.Н., выпускница школы.