С 2015 г. в России введены страховая пенсия и накопительная пенсия. Соответствующие законы подписаны в конце декабря 2013 года.
Страховая пенсия назначается при следующих условиях:
- достижение возраста 55 лет - для женщин, 60 лет - для мужчин;
- страховой стаж не менее 15 лет;
- величина индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 за весь период трудовой деятельности
Таким образом, возраст выхода на пенсию сохранен, возрастает роль продолжительности стажа и получения официальной заработной платы.
До 2025 г. будет действовать переходный период. С 2015 г. необходимый стаж ежегодно увеличивается на 1 год, начиная с 6 лет. Минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента установлена в размере 6,6 в 2015 году с последующим ежегодным увеличением на 2,4.
Если стажа и коэффициентов при достижении пенсионного возраста не достаточно, страховая пенсия может быть назначена позднее, либо будет назначена социальная пенсия (женщинам - с 60 лет, мужчинам – с 65 лет).
Пенсионные права граждан на страховую пенсию отражаются в индивидуальных пенсионных коэффициентах, определяемых за каждый год работы. Коэффициент рассчитывается делением суммы уплаченных работодателем страховых взносов за работника на сумму страховых взносов, начисляемую с предельной величины заработной платы (в 2017 г. – 876 тыс. рублей) и умножением на повышающий коэффициент.
Чтобы заработать страховую пенсию (15 лет стажа и 30 коэффициентов), необходимо уплачивать взносы с зарплаты не менее 2 МРОТ (в 2017 г. МРОТ составляет 7500 руб.). При средней зарплате 20 тыс. рублей за 15 лет работник наберет коэффициентов почти в 2 раза больше необходимых.
При расчете годового пенсионного коэффициента учитывается только официальная зарплата. Максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента в год составляет от 7,39 в 2015 г. до 10 с 2021 г., размер предельной зарплаты для уплаты взносов повысится с уровня 1,7 до 2,3 от среднероссийской зарплаты.
О количестве коэффициентов работник сможет узнать в Пенсионном фонде, который будет вести их учет.
В страховой стаж включаются периоды трудовой деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд.
В целях легализации «серого» рынка труда с 2014 г. Трудовой кодекс вводит прямой запрет на заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем. Кодексом об административных правонарушениях устанавливается ответственность за уклонение от оформления трудового договора.
В новом законодательстве сохранено включение в страховой стаж социально значимых периодов - службы в армии по призыву, ухода за ребенком до полутора лет, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы, престарелым старше 80 лет, за них присваиваются особые годовые пенсионные коэффициенты.
Например, за каждый год службы в армии по призыву, ухода за ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы, престарелым старше 80 лет начисляется 1,8 коэффициента.
Коэффициенты за периоды отпуска по уходу за детьми (до полутора лет на каждого ребенка) напрямую зависят от количества детей: за второго ребенка – в 2 раза выше, за третьего и четвертого – в 3 раза. При уходе за двойней (тройней) все коэффициенты суммируются. В страховом стаже могут быть учтены периоды ухода за детьми до полутора лет в целом до 6 лет.
Например, за троих детей при уходе за каждым до полутора лет будет включено в страховой стаж 4,5 года и установлено 16,2 коэффициента.
Пересмотр пенсионных прав многодетных матерей производится по имеющимся в Пенсионном фонде сведениям, а также после представления документов о рождении третьего и четвертого ребенка - с указанных в законе дат. Если мать состояла в трудовых отношениях и ухаживала за детьми до 2002 года – обращаться в Пенсионный фонд не нужно, поскольку эти периоды учтены в стаже при назначении пенсии.
С 1 января 2014 г. в Чувашской Республике уже пересчитаны пенсии более 2 тыс. матерей за время ухода за третьим ребенком. Прибавка рассчитана исходя из стоимости страхового года и периода ухода, увеличение составило в среднем 55 рублей. В целом в страховой стаж включено до 4,5 года.
С 1 января 2015 года учтен период ухода до полутора лет за четвертым ребенком (в целом за 6 лет).
Размер страховой пенсии определяется умножением всех годовых пенсионных коэффициентов на стоимость годового пенсионного коэффициента. Стоимость пенсионного коэффициента будет ежегодно определяться федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда, с 1 апреля 2017 г. она установлена в размере 78 руб. 58 копеек.
Фиксированная выплата (она имеется и в действующей системе) устанавливается к страховой пенсии, с 1 апреля 2017 г. ее размер составит 4805 руб. 11 коп. в месяц. Для инвалидов I группы, 80-летних граждан, «северян» и пенсионеров, имеющих иждивенцев, фиксированная выплата, назначается в повышенном размере.
Пенсионное законодательство впервые предусматривает увеличение пенсии, если гражданин обратится за ней позднее установленного пенсионного возраста. За каждый год более позднего обращения за пенсией, в том числе льготной, страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.
Например, при обращении за назначением пенсии через 5 лет после достижения пенсионного возраста страховая пенсия вырастет почти наполовину, а если отложить выход на заслуженный отдых на 10 лет - то пенсия увеличится более чем в 2 раза.
У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015 г., все сформированные ранее пенсионные права сохранятся и будут переведены в пенсионные коэффициенты.
У пенсионеров размеры пенсий в связи с новым порядком не изменился, они также переведены в коэффициенты. Порядок ежегодной индексации пенсий с учетом инфляции и роста доходов ПФР сохраняется.
С 2016 года выплата страховой пенсии с учетом плановых индексаций осуществляется только неработающим пенсионерам. Работающие пенсионеры получают страховую пенсию в прежнем размере. Но если пенсионер прекратил трудовую деятельность уже после проведения индексации, то он будет получать пенсию с учетом всех индексаций с 2016 года, прошедших за время, пока он работал. Ежегодный перерасчет пенсии будет производиться из расчета 3 коэффициента (с уровня зарплаты до 20 тыс. руб. в 2016 г., до 22 тыс. руб. в 2017 г.).
Досрочные пенсии, как и прежде, будут назначаться при наличии профессии в Списках № 1, № 2 и других перечнях, выработки требуемого стажа и уплаты дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд (от 4 % до 9 %). С 2014 г. организации, имеющие рабочие места с вредными и опасными условиями труда, обязаны провести специальную оценку условий труда. По ее результатам применяются дифференцированные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд в зависимости от установленного класса (подкласса) условий труда (от 2 до 8%) или освобождение от него. При улучшении условий и охраны труда дополнительный тариф может быть снижен.
По согласованию с работником работодатель может заключить договор досрочного негосударственного пенсионного обеспечения с негосударственным пенсионным фондом (НПФ). В этом случае дополнительный взнос уплачивается в НПФ, который будет осуществлять выплату пенсии до достижения пенсионного возраста.
Граждане, имеющие право на досрочную пенсию, также могут отложить выход на пенсию – при назначении страховой пенсии будут применяться стимулирующие коэффициенты.
С 2015 г. накопительная часть пенсии выделяется в самостоятельный вид – накопительную пенсию, которая формируется гражданином добровольно. Ее может устанавливать как Пенсионный фонд России, так и негосударственный пенсионный фонд, выбранный гражданином. Порядок назначения и выплаты накопительной пенсии не меняется: все пенсионные накопления в рублях делятся на ожидаемый период выплаты 228 месяцев (19 лет). С 2016 года ожидаемый период выплаты ежегодно определяется федеральным законом на основании официальных статистических данных о продолжительности жизни.
Сохраняются 3 вида выплаты пенсионных накоплений: единовременная, срочная и накопительная пенсия. Пенсионные накопления формируются из страховых взносов работодателей, дополнительных взносов граждан, участвующих в Программе государственного софинансирования пенсии, средств материнского капитала и инвестиционного дохода. Уточнить, где сегодня формируются пенсионные накопления, можно, получив выписку из индивидуального лицевого счета в ПФР на портале госуслуг www.gosuslugi.ru либо обратившись в клиентскую службу Пенсионного фонда.
Гражданам 1967 года рождения и моложе важно было определиться, формировать ли накопительную пенсию – от этого зависит уровень их пенсионного обеспечения. Выбор нужно было сделать в течение 2 лет, до конца 2015 г.: либо все взносы направить на страховую пенсию, либо по-прежнему перечислять страховые взносы в размере 6% на накопительную пенсию.
Молодежи, впервые начинающей работать с 2014 года, предоставляется право в течение 5 лет (или до исполнения 23 лет) выбирать, на финансирование какой пенсии направить 6%. До принятия решения все взносы будут перечисляться на страховую пенсию.
Страховая пенсия ежегодно увеличивается государством исходя из роста цен и доходов Пенсионного фонда, накопительная зависит от результатов инвестирования.
Например, если работник примет решение формировать накопительную пенсию – годовой коэффициент на страховую пенсию составит не более 6,25, при выборе в пользу увеличения страховой пенсии - 10.
Также важно знать, что если гражданин решил все взносы направить на страховую пенсию, ранее сформированные пенсионные накопления будут продолжать инвестироваться и будут учтены при назначении пенсии.
С 2015 г. гражданам предоставляется право выбора инвестиционного портфеля один раз в 5 лет, при котором гарантируется сохранность пенсионных накоплений и доход от их инвестирования.
Создается система гарантирования прав граждан на сохранность пенсионных накоплений. В течение 2 лет негосударственные пенсионные фонды должны были акционироваться, пройти процедуру проверки и войти в реестр гарантирования прав застрахованных лиц. До создания соответствующих условий поступающие в 2014 - 2017 гг. взносы направляются на страховую пенсию.
В 2017 г. сохраняются действующие тарифы страховых взносов в ПФР для большинства работодателей (22% - в пределах установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов, 10% - свыше предельной величины).
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование организации уплачивают одним платежом, без распределения на страховую или накопительную. Пенсионный фонд самостоятельно будет вести учет страховых взносов в зависимости от выбранного гражданином варианта пенсионного обеспечения.
Взносы для самозанятого населения рассчитываются из одного МРОТ. При годовом доходе свыше 300 тыс. рублей размер взноса на пенсионное страхование исчисляется из одного МРОТ плюс 1% от суммы превышения величины, но не более чем с 8 МРОТ.
Законодательством определена норма, предусматривающая право гражданина обращаться за назначением пенсии через работодателя. При этом необходимые документы социально-правового характера направляются работодателем в Пенсионный фонд в электронном виде.
В целом сформирована нормативно-правовая база для развития 3-уровневой пенсионной системы – государственной, корпоративной и добровольной.
Пакет законов по пенсионной реформе