В учреждениях проводятся мероприятия, направленные на сохранение и возрождение местных обычаев, традиций, обрядов, фольклора, проведению праздников православного календаря. Участники самодеятельных коллективов проводят колядки на Рождество, Крещенские купания, Святки, Масленичные гулянья, празднование Троицы, День Ивана Купалы, Яблочный спас, где жители сёл принимали активное участие.
ЧУВАШСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ |
В чувашских сельских поселениях (Староайбесинском, Новоайбесинском, Сойгинском) широко отмечаются национальные праздники, передаются народные традиции молодежи.
УЛАХ
Во время долгих зимних вечеров молодежь проводит время на посиделках – «Улах». Организаторами этих посиделок являются девушки. Собирались обычно у кого-нибудь дома, если родители, например, уезжали в гости в соседнюю деревню, или в доме одинокой женщины. Потом за это девушки, парни помогали ей в какой-нибудь работе: картошку выкопать, дров наколоть, хлев почистить и т.д.
Девушки приходят с рукоделием. Среди парней обязательный участник – музыкант. Всю ночь на «Улах» парни и девушки веселятся, поют песни, шутят, пляшут, играют.
В старину на «Улах» приходили смотреть и родители. Гостей угощали пивом, а они в ответ клали в ковш деньги, которые обычно отдавали музыканту. Приходили на посиделки и ребятишки, но они долго не задерживались, насмотревшись на веселье, отправлялись по домам.
Молодые люди всю зиму посещают весёлые «Улах» то в одной, то в другой деревне, заводят новые знакомства, присматривают себе невест, женихов.
САВАРНИ
Праздник проводов зимы у чувашей называется «Саварни», его справляют одновременно с русской Масленицей.
За несколько дней до начала праздника дети и молодёжь катаются с гор. Если в деревне нет подходящих склонов, то специально устраивают горку, поливают её водой. С горки нужно прокатиться как можно прямее и как можно дальше.
В день празднования «Саварни» украшают лошадей, запрягают их в нарядные сани и устраивают катания.
Аттен те лаши-хура лаша,
Витере тарсан кам курать,
Кам саванать?
Катаччи чупсан сын курать,
Сын саванать!
По всей деревне разъезжают нарядные девушки и поют песни.
Шанкар-шанкар йас шанкарав,
Шанкарав сасси сул синче,
Сак саварни ситсессен,
Пирен сассем ял синче.
Жители села и стар, и млад, собираются в центре села прощаются с зимой, сжигая чучело. Женщины, встречая весну, поют народные песни, пляшут чувашские танцы. Молодёжь устраивает между собой различные соревнования. Все участники праздника угощаются блинами и горячим чаем.
КАЛАМ (родительский день)
Чувашский языческий калам начинается в среду и продолжается до «мункун» (пасха). Первый день калама топят баню, моют полностью дома изнутри, вытряхивают подушки, матрасы и одежду. До «мункун» каждая семья приводила в порядок свои дома. Затем ставят тесто на пироги. Эта добрая традиция до сегодняшних дней сохранилась в селе. Старцы приглашают усопших в баню. Для них специально оставляют воду, веник, мыло.
На следующий день собираются в доме старшего родственника. Специально для умерших родных и близких закалывают животное - петуха, курицу, гуся, а пух сжигают. Птицу обязательно варят целиком в русской печи, обрядовой пищей также являются каша, яйца, сыр, хлеб, пироги, пиво. На столе или в углу, где иконы, зажигают главную большую свечу и перечитывают имена усопших из книги усопших родственников. В молениях приглашают предков и умерших за стол, уверяя их, что будут их поминать и просят живых не вспоминать - пищи откладывают в специальную посуду - для умерших, специально добавляют пироги для тех, кого, может быть, никто не поминает или кто умер неестественной смертью. Затем всё выносят во двор или в сад на чистое место и выливают, провожают души усопших обратно на кладбище. Если всю эту пищу поедают собаки, то считается, что предки благосклонно приняли их и услышали их молитвы.
После начнется веселье с песнями и танцами. Так в течение трёх дней посещают всех родственников.
МАНКУН – ПАСХА
Самый большой и радостный праздник у низовых чувашей, в особенности у староайбесинцев - это «Манкун». С утра пораньше, одевшись в новые одежды, специально сшитые для этого праздника, молодежь и старики, дети собираются встречать солнце - первый восход нового года. В момент восхода старики произносят молитвы.
Дети валяются на земле. В шутку борются и обсыпают друг друга зерном и хмелем, чтобы расти сильными и здоровыми.
Затем дети ходят с песнями и добрыми пожеланиями по домам, хозяева обязательно им дают крашенные яйца, сладости. При входе в дом первой стараются пропускать девочку, потому что считается, что если первый вошедший в дом женского пола, то и у скотины больше будет тёлочек, ярочек. Первую вошедшую девочку сажают на подушку, и она должна сидеть тихо- тихо, чтобы и куры, утки, гуси так же спокойно сидели в своих гнёздах и вывели птенцов.
Весь день дети веселятся, играют на улицах, катаются на качелях.
Взрослые ходят в гости к родственникам и соседям: угощаются, поют, пляшут и танцуют. Но перед пиршеством старики обязательно молятся божествам, благодарят за проведённый год, просят удачи в следующем году. Крёстные родители приносят детям подарки- всякие вкусные вещи и сувениры. Именно в «Манкун» принято надевать новые рубашки и платья, которые покупают или шьют заранее.
Праздник «Манкун» или же христианская Пасха отмечается три дня. Родственники посещают друг друга.
СЕРЕН
У низовых чувашей это специальный обряд изгнания злых духов, болезней, всей нечистой силы.
С утра, обычно мальчики- подростки, идут в лес и срезают рябиновые прутья, мастерят трещотки. Затем с песнями, криками с шумом обходят всю деревню. Заходят в дома и хлестают хозяев, скотину, строения, прогоняя все болезни и злых духов. Хозяева дают детям яйца, конфеты, печенье, орехи, крупу.
Обойдя деревню, выходили к кладбищу. Там старцы молятся, и часть еды приносят в жертву покойникам.
Дети делят еду и угощаются, играют. Разводят костёр и сжигают все прутья и трещотки. Затем прыгают через костёр, бросают одежду вверх, чтобы очиститься от злых духов. Далее наперегонки бегут по домам, не оглядываясь.
СИМЕК
После завершения всех полевых весенних работ наступают дни, посвящённые памяти предков – «Симёк».
Перед этим праздником дети и женщины ходят в лес, собирают лекарственные травы, рвут зелёные ветки. Эти ветки втыкают в ворота, на окна. Считалось, что на них сидят души покойников. Как обычно, перед праздниками, топят бани, моются отварами из 77 трав.
«Приглашают» и покойников в баню.
Затем в домах устраивают поминки как во время калам. Со следующего дня начинают веселиться, петь, играть и танцевать. Печаль и грусть не допустимы. Люди хотят доставить радость своим усопшим предкам. Часто во время «Симек» справляют и свадьбы. В последний день («Кесен Симек») снова молятся своим предкам, отправляясь на кладбище.
Старики проводят общую молитву, обращаются к «масар пуслахе» (главному кладбища). Затем каждый молится своим предкам, на могильные памятники кладут венки, живые цветы, а на могилы - кусочки еды, отливают питьё. В молитвах говорят так: «Батюшка, приношу тебе блины, да будут перед тобой, благослови. Приношу тебе яйца, да будут перед тобой, благослови». Затем просят благополучия детям, родственникам, домашним животным. Просят уходить и приходить в назначенное время. Обязательно упомянут всех знакомых и незнакомых усопших: сирот, утонувших, убитых. Просят их благословить.
После этого начинается угощение. Обязательно требуется угодить предкам.
АКАТУЙ
После завершения всех земледельческих работ проводится большой праздник «Акатуй».
«Акатуй» проводится всей деревней или несколькими деревнями сразу, в каждой местности имеются свои особенности. Перед праздником ходят по домам, обязательно заходят к молодоженам, собирают призы. Берут все, кто, что может дать: вышитые вещи, платки, полотенца.
Праздник проводится на открытой местности, в поле и во время празднества проводятся различные соревнования: по борьбе, скачкам на лошадях, стрельбе из лука, состязаются в беге, прыжках в длину, высоту, Перетягивание каната, шеста.
Праздник «Акатуй» устраивается в полной мере. Соревнования начинают дети, затем вступают взрослые мужчины. Победителей награждают подарком, а самый сильный из борцов получает звание «паттар».
Торговцы устраивают палатки и продают сладости, калачи, орехи, мясные блюда. Парни угощают девушек семечками, сладостями, играют, поют, танцуют и веселятся.
В древности перед праздником «Акатуй» приносили жертву домашнее животное и молились божествам, молодежь гадала о будущем урожае.
Торговцы устраивают палатки и продают сладости, калачи, орехи, мясные блюда. Парни угощают девушек, играют, поют, танцуют и веселятся.
Весь народ на празднике ходит радостный. Друг с другом ласково и весело разговаривают, смеются, играют и поют. На людей не наглядишься, не нарадуешься. «Гляди, как простой люд веселится - и солнце улыбается»- говорят чуваши. На «Акатуй» сколько детей приходит, сколько мужчин и женщин! На весь народ не насмотришься, не налюбуешься!
А в древности перед праздником «Акатуй» и соревнованиями приносили жертву и молились божествам, молодёжь гадала о будущем урожае.
СИНСЕ
В старину, как только посеянная рожь начинала цвести, старики объявляли о наступлении «Синсе». В это время в колосьях начинали образовываться зёрна, земля считалась беременной, и её ни в коем случае нельзя было беспокоить.
Все люди одевали только белые вышитые одежды. Запрещалось пахать, рыть землю, стирать бельё, рубить лес, строить, рвать траву и цветы, косить и т.п.
Считалось, что нарушение этих запретов может привести к засухе, ураганам или другим бедствиям. Если что-нибудь запретное совершалось, то старались загладить вину – приносили жертву и молились земле-матушке, просили у неё прощение.
Время «Синсе» это – праздник и отдых для людей, старики собираются на завалинках, ведут беседы. Ребятишки играют в различные подвижные игры. После захода солнца молодёжь выходит на улицу на «Уяв». В деревне до утра звучат музыка, песни, шутки.
УЯВ
«Уяв» — весенне-летний период молодежных игрищ и хороводов. Слово «уяв» буквально означает «соблюдение» (от уя «блюсти»). Первоначально это слово означало просто соблюдение традиционной обрядовой жизни, а позднее так стали называть любой праздник, любое обрядовое торжество. В разных местах слово «уяв» имеет различные оттенки значения, да и сами молодежные увеселения проводятся по-разному. Верховые чуваши проводили «уяв» в промежутке между «манкун» и «симёк». Молодежные игрища и хороводы здесь начинались через неделю после «манкун». Как раз после «мункун» на «уяв» на каждой улице сельская молодежь ставила большие качели (таканка). Молодежь каждый вечер собиралась к этим качелям или же за околицей и устраивала хороводы с танцами, плясками, играми. В это время обычно молодые парни ближе знакомились со своими избранницами. К концу ХІХ века сезонные молодежные хороводы у верховых чувашей стали исчезать.
СВАТОВСТВО (хер килешни, хер сурасни)
Для знакомства с семьёй невесты и предварительного сговора, сватания (килешни) родители юноши посылают сватов (евче). Это евче является родственником или знакомым, специально нанятым. Они с гостинцами и кнутом приходят в дом невесты и ведут себя необычно, например, проходят и садятся на середину избы, заводят разговор о покупке:
«У вас, говорят, на продажу ярочка есть?» Родители девушки уже понимают, зачем пришли странные гости, и поддерживают разговор: «А мы вроде ничего не продаем». Тогда гости просят расспросить об этом дочь. В конце разговора, после угощения, если обо всём удалось договориться, евче (сват) оставлял в доме кнут.
В назначенный день в дом невесты приезжают родители и родственники жениха для окончательного сватания невесты (хер сурасни). С собой привозят гостинцы, пиво, сыр и ещё много различных явств. Этот же день невеста дарит будущим родственникам подарки: полотенца, платки, платья, рубашки, угощают их пивом. В ответ они кладут в опустошённый ковш деньги.
Во время этих посещений сваты договариваются о дне свадьбы. За несколько дней до свадьбы родители жениха ещё раз приходят в дом невесты для окончательного разговора по поводу расходов при проведении свадьбы, окончательного договора о сроках свадьбы.
ЧУВАШСКАЯ СВАДЬБА (ТУЙ)
Свадьба – большой праздник для чувашей. Везде чувашская свадьба начинается одновременно и в доме жениха, и в доме невесты, затем свадьба соединяется в доме невесты – жених приезжает и забирает её к себе, и свадьба завершается в доме жениха. В целом свадебные торжества занимают несколько дней. Как всегда, перед особыми торжествами устраивают баню, надевают лучшую нарядную одежду и украшения. Среди родственников или хороших знакомых выбирают специальных людей, которые организовывают свадебное торжество. Жениха сопровождают его друзья, родственники – молодые парни («керу сумесем»). Невесту сопровождают её подруги («хер сумесем»).
Обязательно приглашают посажённых родителей – «хайматлах». К началу свадьбы собираются гости, приносят угощения, старцы совершают моление богам об удачном проведении свадьбы и будущем счастье, и благополучии семьи.
В старину невеста с подругами наряжалась в свадебное одеяние: богато вышитое платье, сверху закрывая лицо, накидывала покрывало – «перкенчек». Во время одевания невеста пела песни – причитания.
В начале младшего оврага
Ягод много, земли мало.
Вначале старшего оврага
Ягод мало, земли много.
В доме отца-матери
Добра много, дней мало.
В доме семижды чужих.
Добра мало, дней много.
Подруги пели более весёлые и шутливые песни. В это время в доме жениха также готовят богатое угощение и совершают моления. Затем жених и его свита просят благословения у родителей ехать за невестой.
Перед воротами дома невесты поют песни – диалоги. Открывающему ворота мальчику дают монеты. Вперед выступает «ман керу», произносит длинную своеобразную речь. После такого приветствия и выкупа всех дверей, гостей приглашают в дом. Совершают моления, пьют пиво и другие напитки. Во дворе звучит музыка, люди поют и пляшут. А все гости со стороны жениха угощаются за столами.
В старину невеста прощаясь со своими родными и своей родиной - исполняла печальную песню - плач – «хер йёрри». Обычно во время исполнения этой песни даже мужчины с трудом удерживались от слёз. А слова этой песни - плача каждая девушка слагала по-своему.
У ворот дома жениха молодых встречают родители жениха с хлебом-солью. Здесь молодые угощались хлебом-солью (притом кто больше откусит кусок хлеба, тот в доме главный). Затем жених на руках вносит в дом невесту. В доме жениха угощают гостей со стороны невесты. Обязательно все гости три раза должны садиться за столы и пировать, петь песни, произносить поздравления, подносить подарки.
Обязательным свадебным обрядом является угощение пивом невесткой всех гостей. Гости должны плясать, затем пьют пиво из рук невесты, желая счастья и благополучия, кидают деньги. А невеста в ответ благодарит гостей и собирает деньги. Гости после всех обрядов ещё долго угощаются и пляшут, веселятся, поют прощальные песни, благодарят хозяев и расходятся по домам.
КЕР САРИ
К осенне - зимним обрядам относится и «Кер сари» - поминовение предков. В разных местностях он называется по - разному. Этот обряд посвящается всем умершим предкам и проводится каждый год.
В честь умерших зажигаются свечи и с молитвенными обращениями в отдельную посуду откладывается жертвенная пища. В конце обряда эту пищу надо как - то отдать предкам, поэтому её выливают в определённое место.
МОРДОВСКИЕ ОБЫЧАИ И ОБРЯДЫ |
РОШТУВА (Рождество)
В канун Рождества (сочельник) считалось, что нельзя ходить в гости к соседям. Первый посетитель в этот день приносит счастье или несчастье.
Колядовщикам пекли специальные пирожки калядань прякат . Вечером на рождество по домам ходили ряженые в масках медведя и лошади. Первыми шли роштува бабат, причём парень рядился женщиной, а девушка - парнем.
Гуляния, игры проводились в специальном доме – роштувань кудо, кужо. Молодёжь, оставшаяся на ночь, спала на соломе, а утром эту солому разбрасывали по полям, в хлев, к домашней птице в гнёзда для плодородия.
КУЖО
Во время долгих зимних вечеров молодёжь собиралась в одном из домов. Девушки занимались рукоделием, парни мастерили. Всё это сопровождалось песнями и играми. Девушки часто выезжали в соседние сёла к родственникам, где иногда находили себе женихов.
ТРОИЦА
До праздника дома украшались растительностью, ветками деревьев. В первый день после моления женщины срубали берёзку, наряжали её лентами и с песнями проносили через всё село. Девушки плели венки, а затем кидали их в воду. Во второй день (духов день) по селу ходили Вирьавы. С головы до ног окутывались растительностью и цветными платками и лентами. Вирьава с палкой в руках, шутя подгоняла детей и стучала в окна. В последний день Троицы совершался обряд велень онсле на чи (встреча лета).
ОНСЛЕ НА ЧИ (встреча лета)
Женщины с песнями обходили село, взявшись за руки платками. Иногда они останавливались, делали ворота и проходили через них. Цель обряда – угодить богу Инешкиподу, чтобы он даровал хорошую погоду и урожай. Заканчивался праздник гулянием на улице, а ночью разжигался костёр и молодёжь прыгала через него.
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ |
Издавна русский народ смену времён года отмечал особыми праздниками и обрядами – святки, проводы зимы – масленица, встреча весны, летний праздник – завивание берёзки (семик), летом – день Ивана Купалы, праздник урожая осенью (дожинки).
Праздник зимнего солнцеворота – «Святки» (26 декабря – 6 января).
Зима за морозы, а мужик – за праздники. Святки праздновались всеми, но в основе своей это был праздник молодёжи: её игры, песни, обходы домов, посиделки, гадания создавали неповторимую атмосферу святочного веселья.
Одним из самых весёлых праздников с древних времён считалась МАСЛЕНИЦА – праздник изобилия и проводов зимы.
Масленица начиналась за семь недель до первого весеннего полнолуния. За ней шёл великий пост (7 недель) – подготовка к главному празднику христиан – Пасхе.
Пока не начался пост, люди веселились целую неделю: катались на лошадях, с ледяных гор на салазках, брали с боем снежные городки, устраивали кулачные бои, ряженье, пекли блины и сжигали соломенное чучело.
Масленицу праздновали семь дней и каждый имел своё название: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, тёщины вечера, золовкины посиделки, прощёное воскресение.
Провожали масленицу шутками, песнями, сжиганием чучела из соломы. Считалось, что все масленичные обряды помогали продвинуться солнцу по кругу, ускорив конец зимы.
ВСТРЕЧА ВЕСНЫ (22 марта) – день весеннего равноденствия (прилёт птиц).
В этот день пекли печенье в виде птиц, прикрепляли их на шесты и выходили во двор, закликая птиц и выкрикивая песни – заклички. В это время начинались земледельческие работы (первый выезд в поле, начало пахоты), первый выгон скота. В обрядах главным объектом поклонения являлся хлеб. Пелись веснянки, егорьевские песни, заклички.
СЕМИК и ТРОИЦА (семик – «зелёные» святки) – празднуют спустя 7 недель после Пасхи. Это праздник цветения и одновременно День святой Троицы. В эту неделю «играли» особенно много песен, т.к. считали, что эти обычаи увеличивают силу плодородия земли. Девушки пели и бросали в реку венки, наряжали и завивали берёзку - её чествовали особо: пели ей песни и приносили с собой на лужайку всякие угощения.
ДЕНЬ ИВАНА КУПАЛЫ – праздник очищения огнём и омовение водой. Считалось, что вода в этот день имеет очищающую силу (крестьяне купались в росе, обливались водой, плавали в реке). Имя Купалы было древним олицетворением плодородия. Этот праздник предшествовал уборке хлебов. На Купалу зажигали праздничные огни по полям, берегам рек и холмам. Огонь – воплощение могущества солнца. Поклонение огню должны были усилить плодородие земли и созревание плодов. Считалось, что перепрыгивая через костёр, очищались перед началом жатвы, становились здоровыми и набирались сил. В этот праздник, по народному представлению, многие травы и растения приобретают особую целебную силу.
ПОРА ЖАТВЫ И ПОКОСА
Начало жатвы называлось «зажинками». Женщина убирала чисто в доме, одевалась в чистую одежду, выходила первый раз с серпом в поле, сжинала первую горсть ржи и делала из неё себе пояс и, опоясавшись, говорила: «Как матушка рожь стояла год, так моя спинушка жать бы не устала!» В начале жатвы был обряд почитания первого снопа. Украшенный сноп приносили в деревню и хранили его до следующего посева.
Традиционно в Алатырском районе по окончании посевных работ проводиться Праздник Песни, Труда и Спорта.