Алтышевская одноклассная церковно-приходская школа открыта в 1886 году. Тогда она обслуживала детей села Алтышево и посёлка Баевские Выселки, что находится в 8 верстах от Алтышево.
В школе работал один учитель и местный священник, который преподавал закон божий. Число учащихся не превышало 30-35 детей. Школу тогда посещал очень небольшой процент детей школьного возраста, особенно мало было девочек. Поэтому грамотность населения не превышала 8 – 10 %.
В церковно-приходской школе больше обращали внимания на изучение так называемого Закона Божия. Учили церковному пению, чтению славянской печати, письму и начаткам арифметики. Церковно-славянский язык, пение молитв и зубрёжка притупляли детский разум. Всё это поддерживалось царской монархией.
|
Все ребята, за небольшим исключением ходили в лаптях, к которым в грязную погоду (весной и осенью) подвязывали деревянные колодки, которые предохраняли лапти от промокания. Штаны у всех учеников были домотканые, рубахи холстинные, поддёвки тоже из домотканого сукна, а шапки из бараньей овчины. |
|
Книжки, тетради, карандаши, аспидную доску носили в холстинных сумках. Многие дети посещали каждый класс по 2-3 года и, приходя в 9-10-летнем возрасте, уходили из школы 16 - 17 летними. В большинстве случаев многие учёбу оставляли до окончания курса обучения. Главным образом отсеивались девочки. После 1 – 2 лет учёбы их сажали за прялку или ткацкий станок. |
|
Среди первых учеников Алтышевской церковно-приходской школы был будущий скульптор С.Д.Нефёдов (Эрьзя). |
В 1911 году в Алатырском уезде был поднят вопрос о введении всеобщего обучения детей. В связи с этим в селениях уезда проводится перепись как взрослого населения, так и детей школьного возраста. По данным переписи в селе Алтышево взрослого населения насчитывалось 1857 человек, а детей в возрасте 8 – 11 лет 167 человек. В школе училось 50 детей и с ними работал один учитель. Школа обслуживала детей жителей села Алтышево и посёлка Алтышево.
С введением всеобщего обучения планировалось открыть ещё 1 комплект, и число учащихся должно было составить 117 человек, и предполагалось 2 учителя. Кроме того, предусматривалось строительство школьного здания, на что было предусмотрено 9000 рублей.
В 1914 году началась Первая мировая война, и вопрос о введении всеобщего обучения и строительства школьного здания остался неразрешённым.
Материальная база Алтышевской церковно-приходской школы была и долго ещё оставалась бедной. Школа находилась на территории церкви и своего земельного участка не имела. В конце 19 века в селе произошло стихийное бедствие. Во время большого пожара 1898 года сгорело полсела, в том числе школа и церковь. Тогда школу разместили во временно выстроенном для церкви здании, которое не отвечало требованиям для учебных занятий.
В 1903-1904 годах в селе выстроили деревянную церковь, а школа продолжала свои занятия во временно выстроенном для церкви здании.
1916-1917 учебный год стал последним годом церковно-приходской школы. В октябре месяце Алтышевская школа переходит в распоряжение земства. Оформляются соответствующие документы сдачи и приёма имущества школы. Комиссией было принято школьное здание, построенное в 1899 году после пожара и требующего капитального ремонта. Оно состояло из 1 классной комнаты, прихожей и квартиры учителя. Надворных построек и школьной усадьбы не было. Из школьных имуществ комиссией было принято: парт 4-х местных – 13; классных досок – 2; 1 шкаф; 2 стола; 1 табуретка; 1 угольник; 3 иконы и 1 лампадка. Библиотека школы преимущественно состояла из книг религиозно-нравственного содержания. В то же время в библиотеке значились книги, направленные против алкоголизма.
К моменту приёма комиссией школы от церковного ведомства в ней числилось 119 учащихся.
В 1917 году Алтышевская церковно-приходская школа становится единой трудовой школой первой ступени.
В декабре 1917 года вводится новое правописание. В январе 1918 года был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В школах отменяется преподавание закона божия и церковно-славянского языка. Право самостоятельных дисциплин получают история, география и естествознание.
В первые годы Советской власти, несмотря на материальные и организационные трудности, контингент учащихся значительно возрастает. Причём девочек стало обучаться в 3-4 раза больше, чем до революции. А вместо одного учителя в школе уже работают 4-5 учителей.
Борьба за грамотность и культуру протекала в условиях ожесточённой борьбы с белыми. Все массовые мероприятия проводились в школе, т.к. других культурных учреждений и помещений в то время в селе не было.
При школе был организован культпросвет. кружок, которым руководил А. Добрышкин. Для ликвидации неграмотности среди взрослого населения в 1921 г. При школе открывается школа грамоты, где работают Ягодинская, Никитина и др.
В 1918 году в школах волости создаются школьные советы, куда кроме учителей входили представители родительской общественности, сельсовета, кооперации, культурно-просветительных учреждений, ученический комитет.
Гражданская война, экономическая разруха в стране, засуха 1921 года оставили глубокий след во всём народном хозяйстве. Последствия сказались и на положении школ. В Алтышевской школе контингент учащихся в этот период сократился более чем на 60 %. Начавшаяся работа по ликвидации неграмотности населения также приостановилась.
Период с 1921 по 1930 год можно характеризовать как период медленного подъёма школьного дела. Несмотря на трудности число учащихся растёт. В годы 1 пятилетки школа приступает к осуществлению Ленинской идеи о всеобщем обязательном обучении детей.
1927-1931 годы были годами борьбы за введение начального и 7-летнего всеобуча. В мае 1930г. Совнарком ЧАССР принимает новое постановление «Об охвате начальными школами как в городе, так и в деревне всех детей в возрасте 8-11 лет». Согласно переписи 1927 года в селе Алтышево детей в возрасте 8-11 лет насчитывалось 284 (117 из них учатся в школе). В 1932 – 33 учебном году обучением было охвачено 264 ученика. Рост числа учащихся потребовал открытие второй начальной школы. В декабре 1931 года на разъезде Алтышево открывается начальная школа, где в первый год открытия обучались 29 детей.
Рост контингента учащихся поставил вопрос о строительстве в селе специального школьного здания. В 1929 году приступают к строительству школы, в 1931 году учащиеся уже занимались в новом благоустроенном здании. Оно было двухкомплектное, в нём размещались классные комнаты, мастерская, зал и квартира учителя из 2 комнат.
В эти годы в селе Алтышево были открыты пункты ликвидации неграмотности, школы грамоты и школа колхозной молодёжи. В школе грамоты обучали главным образом допризывников, не имеющих законченного начального образования. В 1933-34 учебном году в школе колхозной молодёжи числилось 52 ученика: 32 в 5 кл. и 19 в 6 кл. Много трудностей было в организации обучения взрослого населения: сами ликвидаторы ходили по дворам, собирая учащихся.
Систематическая материальная помощь учащимся – детям бедноты, организация горячих завтраков, рост благосостояния населения дали возможность охватить обучением в начале 30 годов более 95 % детей 8 – 11 летнего возраста.
В начале 1934-1935 учебного года происходит объединение начальной школы села с ранее открытой школой для подростков (ШКМ), и Алтышевская начальная школа становится неполной средней школой (НСШ). В 1935 году был произведён первый выпуск из 7 кл. в количестве 9 учащихся. Занятия проводились в 2 смены.
В 1928 г. возникает пионерская, а в 1937 году – первая комсомольская организация.
Практиковалось поощрение ударников учёбы путём премирования. Проводилась взаимопроверка выполнения социалистических обязательств с Анютинской и Атратской школами.
В целях подготовки учащихся к практической деятельности и для организации горячего питания колхоз «Заря» школе выделил и закрепил за ней 7 га земли. Школа держала свиней и кроликов. По архивным данным 1935г. все нуждающиеся учащиеся были охвачены горячим обедом. Дети рабочих и служащих ж/д с 15 км живут в школе. Имеются кружки: драматический и физкультурный. Учебная литература в основном на мордовском языке, кроме учебников русского языка для мордовских школ. А «из преподавателей только одна Федоськина знает мордовский язык, остальные преподаватели из русских».
Начавшаяся в 1937 году аттестация учителей вскрыла серьёзные пробелы. Например, по Алатырскому району из 170 учителей школ звание учителя присвоено было только 54 учителям, 75 – предоставлено право работы в школе с последующим повышением своей квалификации, 17 учителей были переведены в нач. кл., а 18 учителей были совсем освобождены от работы (из них 1 учитель из нашей школы).
Проблема пед. кадров в Алтышевской школе была и оставалась трудной. Во-первых, в течение продолжительного времени происходила большая текучесть как рядовых учителей, так и директоров. В школе учатся в основном мордовские дети, но многие учителя не владели мордовским языком. Учащимся младших классов трудно было заниматься с первых дней на русском языке. Всё это имело свои последствия и сказывалось на успеваемости учащихся.
В борьбе за всеобуч и повышение успеваемости учащихся активное участие принимали родители, сельсовет и колхоз «Заря».
Дети школьного возраста находились на строгом учёте. Систематически проводилась перепись детей, подлежащих охвату обучением.
Первый год введения семилетнего обучения в 1-4 классах в школе обучались 238 детей. Почти все дети школьного возраста были охвачены обучением. Успешно проводится 7-летний всеобуч. Резко возрастает контингент учащихся. К концу 30-х годов он доходит до 445 учащихся. Успехи, достигнутые в области первоначального всеобщего обязательного обучения детей, позволили вплотную подойти к осуществлению всеобщего семилетнего всеобуча.
«Лучше других школ с всеобучем справилась Алтышевская 7-летняя школа», - говорится в отчёте Алатырского РОНО за 1940-41 учебный год.
Алтышевская неполная средняя школа в то время являлась центром метод. работы. С 1934 по 1958 годы она объединяла учителей школ села и посёлка.