Со 2 по 20 апреля 2009 года в общеобразовательных школах в рамках реализации акции «Молодежь за здоровый образ жизни» был проведен опрос учащихся 5-11 классов по анкете «Место информационных технологий в жизни детей и подростков».
В анкетировании приняли участие 796 человек, из которых 367 мальчиков и 429 девочек. Такой выборки респондентов оказалось достаточно для того, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся и выявить степень значимости информационных технологий, влияющих на их жизненные ориентиры.
В анкете был затронут ряд аспектов, которые в определенной степени позволяли охарактеризовать особенности отношения детей и подростков к новым информационным технологиям. Это место компьютера и телевидения в структуре досуга подростка; значимость телевидения как источника полезной информации; влияние регулярного пользования компьютером на психологическое здоровье школьников.
Наиболее популярными видами деятельности среди учащихся являются такие, как: прогулки с друзьями (68%), прослушивание музыки (42%), просмотр телевизора (41%), отдых (29%), чтение художественной литературы (28%), игра на компьютере (24%) и посещение кружков (20%).
Специалисты Центра психолого – медико - социального сопровождения «Поиск» выяснили, что из опрашиваемых детей 54 % имеют компьютер.
С постоянным развитием компьютерных технологий растут и возможности компьютера. Современный компьютер сейчас может использоваться не только для того, чтобы проводить обработку текстов при написании документов, писем, но и для того, чтобы играть в компьютерные игры, пользоваться Интернетом, рисовать с помощью графических программ, также современный компьютер выполняет функцию музыкального центра, так как с помощью компьютера можно прослушивать музыку, записанную в каком-либо формате, смотреть фильмы, заниматься программированием, сочинять музыку и многое другое.
В ходе анкеты были определены цели приобретения компьютера учащимися: 32% компьютер нужен для того, чтобы играть в компьютерные игры, 48 %- выполнять доклады, рефераты и 12 %- общаться через Интернет.
Данные многих исследований говорят о том, что компьютер влияет не только на физическое здоровье детей и подростков, но и оказывает влияние на их психическое состояние здоровья. Результаты анкеты показали следующее: 36 % школьников считают, что компьютер оказывает влияние на их психическое и физическое здоровье. Однако совсем не малый процент респондентов, а именно 28 % считают, что компьютер никакого влияния на их здоровье не оказывает; 14 % детей не задумывались над этим вопросом и 13 % затруднились ответить.
Для подростков ведущей деятельностью является интимно-личностное общение со сверстниками. Педагоги Центра выяснили, как относятся школьники к тому, что их сверстники больше времени проводят за компьютером: 35%- отрицательно;34%-равнодушно; 8%- положительно и 19%- затруднились ответить.
Учащиеся наиболее предпочитаемыми жанрами компьютерных игр выделили такие: приключенческие игры-34 %, «стрелялки»- 28 %, стратегии- 18 %.
Активно играют на компьютере в игры 61% ребят. Кстати, сама по себе игра (в том числе компьютерная) прекрасна. Это способ самоутверждения, крайне необходимый для становления личности подростка. И то, что она занимает такое важное место в жизни наших детей, нормально. Но беда в том, что многие «заигрываются», не умея отстраниться от игры. Опаснее всего игра для тех подростков, у которых в жизни нет других интересов. К компьютеру детей привязывает скука! Это показывают и результаты нашего исследования: 42% школьников признались, что играют, потому что нечем заняться; 25%-хотят развлечься; 9%- желают победить противника; 5% - уйти от реальности; 3%-дать выход эмоциям.
В настоящее время не только компьютер является причиной изменения структуры досуга детей и подростков, телевидение по - прежнему занимает большую часть свободного времени респондентов. Более 70 % опрашиваемых проводят за просмотром телевизора более 2 часов в день. Учащихся привлекают спортивные передачи (44%), развлекательные (35 %) и музыкальные (33 %) программы. Небольшой процент (17%) также просматривают телепередачи криминального жанра.
Таким образом, средства массовой информации в стремительно изменяющемся мире становятся все более значимым фактором существования и развития человека, тем более в юном возрасте, когда складываются отношения с социальным окружением.
|