Специалисты Центра психолого – медико - социального сопровождения «Поиск» опросили учащихся 8 - 11 классов для того, чтобы узнать у них «что же такое «здоровье», по каким критериям его нужно оценивать, от каких факторов оно зависит?». Количество респондентов, участвовавших в исследовании, - 442 человека.
Учащимся было предложено восемь основных понятий, которые, по нашему мнению, характеризуют хорошее здоровье человека. Самая значимая составляющая здоровья, по мнению молодежи, это «отсутствие болезней», этот вариант отметили 51% респондентов. В тройку лидеров вошли также позиции «физическая активность, сила и выносливость» и «нормальное развитие организма», набравшие 47 и 44 процентов голосов, соответственно.
Вопрос «Как вы оцениваете свое здоровье?» позволил ученикам поставить оценку своему здоровью. Подавляющее большинство старшеклассников - 81%- оценили свое здоровье на «отлично» и «хорошо». Слабых, часто болеющих детей, имеющих хронические заболевания - 4% от участвовавших в исследовании. Заметим, что полученные данные не позволяют зафиксировать информацию о реальном состоянии организма ребенка. Они отражают лишь субъективное отношение респондентов к своему здоровью на основе особенностей социальных условий, в которых они находятся в настоящее время.
Одной из задач исследования являлось выявление факторов, от которых зависит психологическое самочувствие подростков. Респондентам был задан вопрос: «Как бы вы оценили свое психологическое самочувствие?», который подразумевал распределение старшеклассников на три группы: «оптимистов», «реалистов» и «пессимистов».
Более половины опрошенных (69%) составили группу «оптимистов», уверенные, что все будет хорошо. Среди них больше тех, кто старается вести здоровый образ жизни, не имеет вредных привычек, соблюдает режим дня и правильный рацион питания. Они чаще гуляют на улице и лучше других успевают по школьным предметам. «Оптимисты» и в школу идут с удовольствием, в хорошем настроении.
27% респондентов составляют группу «реалистов», они не совсем уверены, что все будет благополучно и особых иллюзий по поводу своего будущего не строят. Эти дети реже гуляют на улице, хуже учатся. Наибольшее число «реалистов» в школу ходят без особого удовольствия, в силу необходимости. Своему здоровью чаще ставят оценку «удовлетворительно».
Лишь 2 % старшеклассников составляют «пессимисты», которым представляется все безрадостным. Чаще других они отмечают, что не стараются вести здоровый образ жизни, не соблюдают режим и имеют вредные привычки.
Далее участникам опроса был задан вопрос о том, что они вкладывают в понятие здорового образа жизни.
Отвечая на данный вопрос, респонденты получили возможность отметить столько вариантов ответов, сколько считали нужным. Наибольшее количество учащихся, почти 79 % считают, что здоровый образ жизни – это занятия спортом.
55% опрошенных отмечают такую позицию, как «отказ от вредных привычек»; 41% - «личная гигиена».
Здоровый сон (32%), рациональное питание (32%), положительные эмоции (29%), предупреждение заболеваний, закаливание (21%), соблюдение режима дня (20%) - немаловажные элементы здорового образа жизни, считают учащиеся общеобразовательных школ.
На вопрос «Как Вы думаете, для чего нужно вести здоровый образ жизни?», почти все (87%) выбрали ответ, «чтобы иметь хорошее здоровье». Почти 35% респондентов отметили позицию «быть физически сильным, уметь постоять за себя»».
24% опрошенных учащихся считают, что здоровый образ жизни нужно вести, чтобы быть внешне привлекательным, иметь хорошую фигуру; 23% старшеклассников, чтобы быть успешным в жизни.
Меньше половины (17%) учащихся отмечают такие позиции, как: «общаться с любимым человеком, создать счастливую семью», «возможность жить без лишних проблем и осложнений» и «чтобы быть современным культурным человеком».
13% респондентов, отвечая на данный вопрос,выбирают вариант «пользоваться уважением, признанием окружающих».
Отвечая на вопрос, «Что Вы делаете для укрепления собственного здоровья?», 55% учащихся отмечают, что занимаются спортом.
47 - 49% опрошенных отмечают такие позиции как: «избегаю вредных привычек, борюсь с ними», «стараюсь больше бывать на свежем воздухе, на природе»
10% учащихся для укрепления здоровья делают зарядку, гимнастику; соблюдают режим и рацион питания; стараются не злоупотреблять работой на компьютере, телевизором.
5% учеников отмечают, что регулярно посещают врачей, выполняют их рекомендации; 6% респондентов занимаются шейпингом, танцами.
На вопрос: «Из каких источников Вы чаще получаете информацию о здоровом образе жизни, сохранении здоровья?» наибольшее количество респондентов(63%) выбирают позицию «от родителей».
62% опрошенных школьников считают, что информацию такого рода можно получить от учителей в школе, на уроках и классных часах.
42% респондентов отмечают такой вариант, как «из СМИ (газет, журналов, ТВ, радио)».
26% учащихся отмечают, что информацию о здоровом образе жизни получают от медицинских работников; 19% - из книг, специальной литературы; 18% - от друзей, знакомых.
Полученные данные доведены до заместителей директоров школ по воспитательной работе для обсуждения на классных часах, родительских собраниях и последующей организации воспитательного процесса. |