Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта -
http://alatr.cap.ru/
07.12.2004
Летом 1941 года учащийся Алатырского лесного техникума Николай Родионов приехал в колхоз родного села Явлеи помочь в полевых работах. Но начавшаяся война внесла свои коррективы: когда взрослые мужчины ушли на фронт, шестнадцатилетний Николай остался растить и убирать хлеб. Зимой он работал на оборонительной линии за Сурой, а затем поступил на курсы электросварщиков при паровозоремонтном заводе.
Теоретические знания молодые ребята сразу подкрепляли на практике. С передовой постоянно поступали побывавшие в жарких боях паровозы.
- Чтобы в кратчайшие сроки вернуть их в строй, приходилось работать и днем, и ночью, - вспоминает ветеран.
Затем Николая призвали в армию и направили на Дальний Восток, где он был зачислен в состав 30-го отделения пулеметно-артиллерийского батальона, охранявшего границы Родины. Служил непосредственно в укрепрайонах солдатом дота. Эти укрепленные огневые точки должны были стать непреодолимым барьером для врага, осмелившегося нарушить рубеж нашей страны. И к служившим там ребятам предъявляли особые требования: умение владеть всеми видами оружия, ориентироваться в боевой обстановке, круглосуточная готовность к отражению вражеских ударов.
- У нас даже присказка была: «На границе не спят, на границе - отдыхают», - говорит Николай Иванович.
К концу 1943 года он, пройдя обучение, стал командиром амбразуры. Службу нес в доте второй линии обороны - до границы с Японией всего 800 метров. И хотя открытых боевых действий не было, приходилось постоянно быть начеку.
- В декабре 1943 года я стоял на посту по охране государственной границы, - рассказывает Н.И.Родионов. - Была сильная метель, но сквозь снежную мглу заметил какое-то движение. Очертания были неясны, но объект явно двигался в сторону границы. Я вызвал старшего по доту, и вскоре группа захвата задержала человека, намерившегося перейти на территорию Японии. Мне потом командиры говорили, что нарушитель очень хотел посмотреть на того, кто его сумел заметить в такую непогоду...
Этот эпизод фронтовой биографии имел продолжение уже в наши дни. Недавно к ветерану приходили представители военкомата и сообщили, что его ищет боевая награда Великой Отечественной войны - орден Славы III степени. Судя по дате на документах, именно за задержание того перебежчика Николая Ивановича Родионова представили к высокой государственной награде.
В мае-июне 1945 года, когда вся страна праздновала победу над фашистами и радовалась долгожданному миру, на Дальнем Востоке приступили к интенсивным войсковым учениям. Батальон Николая вошел в состав 1-ого Дальневосточного фронта, сыгравшего одну из ведущих ролей в войне против Японии. Главной задачей войск был прорыв укрепленных районов врага, справедливо названных бронированным поясом. В ночь на 9 августа передовые батальоны, в составе которых был младший сержант Николай Родионов, без артиллерийской подготовки атаковали японские укрепления.
Был крут подъем и камень бур,
И сумрак утра хмур.
И бил по нам Дунинский УР
Из сотен амбразур...
Эти строки неизвестного автора сразу врезались в память ветерана, непосредственного участника тех огненных событий. Ему довелось штурмовать сопку Шиминза.
- Моей боевой задачей, - вспоминает Николай Иванович, - было поддержание атаки пулеметным огнем. Естественно, враг стремился подавить наши огненные точки. Приходилось часто менять позиции, но снаряды ложились очень близко. После очередного взрыва я получил ранение и был эвакуирован с передовой.
Но боевые действия продолжались. Вражеские доты не сдавались даже после капитуляции Японии. Приходилось и нашим солдатам отвечать на вражеский шквальный огонь. Как вспоминает Николай Иванович, для прекращения боевых действий в укрепрайоны доставили военачальника Японской армии. Только после этого на сопке водрузили белый флаг.
Н.И.Родионов демобилизовался в 1950-ом году. Вернулся в родные места. Долгое время работал в Алтышевском леспромхозе, затем Алатырском автодорожном техникуме. Имеет звание «Почетный дорожник России».
Сейчас ветеран на заслуженном отдыхе. Несмотря на почтенный возраст, он бодр. По хозяйству в основном управляется сам, но дети и внуки его часто навещают. А год назад Николай Иванович стал прадедушкой.
Наблюдая, как растут молодые продолжатели рода Родионовых, ветеран мечтает только об одном, чтобы никогда не повторились ужасы войны.
Е.Калашникова