План является не только внутренним документом. Он необходим и при установлении контактов, связей с банками, инвесторами, покупателями продукции и другими партнерами. Постановлением Правительства Российской Федерации № 392 установлено, что для принятия решения о государственной поддержке сельскохозяйственных товаропроизводителей органы управления агропромышленным комплексом субъектов РФ заключают с ними соглашения, предусматривающие обязательства этих товаропроизводителей по предоставлению указанным органам ежегодно планов производственно - финансовой деятельности, другой необходимой информации, необходимой для принятия решения о государственной поддержке, а также обязательства по эффективному ведению хозяйственной деятельности и обеспечению производства установленных объемов продукции.
В современных условиях без детально разработанного плана крайне рискованно начинать любое мероприятие. Планирование позволяет оценить условия, в которых вынуждено действовать предприятие, выявить его слабые и сильные стороны, предвидеть возможные выгоды и потери.
В плане производственно - финансовой деятельности сельскохозяйственные предприятия определяют стратегии и перспективы развития с учетом возможных изменений рыночной конъюнктуры, обосновываются направления вложения средств, что снижает степень хозяйственных рисков.
Сельскохозяйственные товаропроизводители самостоятельно планируют свою деятельность, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости обеспечения его производственного и социального развития, повышения личных доходов работников. Основу планов составляют договоры, заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материально - технических ресурсов.
При разработке плана используется балансовый, нормативный, расчетный и другие методы планирования.
При определении отдельных показателей целесообразно за основу брать фактические данные прошлых лет, скорректированные исходя из условий планируемого года и задаваемого конечного результата.
Первоочередной задачей при разработке плана должно быть изучение рынка производимой продукции.
Процесс планирования включает несколько этапов: анализ, формирование целей и задач, прогнозирование условий производства, выбор оптимального варианта, разработка плановых показателей, контроль за ходом выполнения плана, его корректировка в процессе реализации.
Проведение анализа итогов работы товаропроизводителей в сопоставлении с результатами деятельности области, района и близко расположенных предприятий позволит выявить неиспользованные резервы и возможности по повышению эффективности производства, принять правильные решения по хозяйственным вопросам, определить конкурентоспособность производимой продукции и связанные с этим риски. |